Итак, музыка. Исконными музыкальными инструментами были лютня, варган, гусли потом гармонь или инструментов не было в принципе. Кто хоть раз слышал лютню и варган в умелых руках, тот поймёт, как просыпается душа и всплывают различные чувства. Помните последний томик Азимова из серии «Академия», там, на одной из планет происходил концерт исконных земных инструментов.
Что чувствовали герои, услышав не электронную музыку, а живую? Послушайте игру этих инструментов и всё поймёте. А когда мы говорили, что иногда инструменты были не нужны вовсе, мы имели в виду русский принцип пения многоголосьем или горловое пение. Это когда основную партию певца обпевают на пол тона выше или ниже другие певцы, которых в свою очередь обпевают на пол тона выше или ниже другие и т.д. Или певец использовал нашу, русскую певучесть, которая свойственна языку (ниже мы расскажем, что это происходило от принципа открытого слога). Слышали казачьи песни без применения инструментов? А горловое пение? Как-то наши коллективы, выступали в штатах и пели 4-х голосием. По определению, 16-ти голосие предел. Те были в шоке. Они уже полностью забыли основы такого принципа пения. Да и мы подзабываем. Что мы хотим сказать этими примерами? Да то, что, воспринимали музыку предки совершенно по-другому. Это очевидно. Если сейчас 80% язычников ассоциируются с жанром славоник металл и пэган металл. Да, коллективы, играющие в этом жанре, пытаются использовать варган и казачье пение, но лютню, наверное, не слышали. Но, под дикое рычание как-то получается не всегда гармонично, а это норма для pagana. Часто тексты наполнены политикой и злостью, иногда группы играют совершенно непонятный жанр как сатанисткий пэган металл…Есть благо этнические коллективы которые играют очень качественно и интересно. Советую прослушать следующих исполнителей: Велеслава, Ярило, Н. Емелин, Возвращение, Коло, Калевала, акустические альбомы гр. Волколак.
Музыка последнего века становится всё электроннее и всё жестче. Вокал выводится в спец программах, а музыка пишется в программе «gitar pro». Можно говорить о единстве музыкального восприятия предками и нами? Думаем, нет. И тут мы, хоть прогресс ушёл далеко вперёд, и хоть мы используем его для создания таких жанров как пэган металл и электро фольк, но глубину и чувства музыки предков уже не понимаем, лишь потому, что практически не слышали её. Или взяли варган и набренчали чего-то. Вот, дескать, музыка предков. Не у всех коллективов получается, но те, кто вплотную подошли к тайнам звучания, играют совершенно самобытную этническую музыку! Тем, кому довелось слышать лютню и чистое пение барда, говорят, что это завораживает. А в колонках рычат пэган металлисты. Вот он парадокс.