Перун
Название: Бог войны
Также известен как: Громовержец
Символ: Круг с шестью спицами (громовик)
Священное растение: дуб
(Гром, Перен, Пярун (белор.), Перон, Паром (словац.), Пераун (чеш.), Пиорун (польск.), Перкунас (лит.), Перконс (латыш.)) — Бог грозы, плодородия, войны, покровитель воинов, огня, силы, власти, закона, жита, оружия, боевого искусства, покровитель урожая, податель благ, дождя. Сын Сварога. Брат-соперник Велеса. Супруг Додолы.
Нестор описывает истукан его следующим образом: Перун был сделан из дерева, голова его из серебра, а борода из золота. Другие летописи присовокупляют: ноги у него были железные.
Н. М. Карамзин писал: «В России до введения Христианской веры первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии, которому славяне еще в VI веке поклонялись, обожая в нем верховного Мироправителя».
Этимология слова Перун, по мнению М. Фасмера, связана со значением
«разящий, гром». Р. Якобсон, Вяч. Вс. Иванов и другие ученые соотносят это слово с хеттским perunas — «скала».
Функции Перуна сохранились в УНТ. В старинной литовской песне поётся: “Перкун-отец имел девять сыновей: троих бьющих, троих гремящих, троих сверкающих”.
Л. Нидерле начинает обзор широко известных богов с Перуна, полагая, что он не был богом одних только русских. У полабских славян он Отразился в названии дня недели — четверга — «перуновым днем». Славянский бог Перун тождествен по смыслу литовскому Перкунасу и латышскому Перконсу.
А.Г. Глинка так описывает Перуна: «Грозное славянское божество. Он почитался произвестителем всех воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Кажется, что славянскому Перуну столько же прилично, как и Гомерову Зевсу, приложение «погонятеля облаков». Сие божество особенно было почитаемо в Киеве и Новгороде. В первом, храм его сооружен был на холме над Боричевым потоком. Г. Херасков во «Владимириаде» так описывает сей храм:
Сей храм, ужасный храм, над Боричевым током,
Стоял сооружен на холме превысоком;
Курений восходил перед кумиром дым,
Запекшаяся кровь видна была пред ним».
Исследователи начала 19 века считали, что требами Перуну был скот.
Из посвященных ему вещей, были целые леса и рощи, из коих взятие всякого сучка почиталось достойным смерти святотатством.
Перун, по преданию, сохранившемуся в XIX в. у белорусов, в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук, пущенная им стрела поражает противника и производит пожары.
К.Федоров, считал, что символ жизнепробуждающих начал — огня, влаги, небесного света присущи Перуну и именно эти чувства вызывают благоговение у земледельца. В самой природе своей он двойственен: в нем добрые свойства уживаются в параллель со свойствами грозными.
По мнению Е. В. Аничкова первенство Перуна в Киеве определилось очень поздно, почти одновременно с рождением Киевского государства.
Так В.Д.Залозецкий указывал, на то, что Перуна почитали славяне и раньше Владимира, но только по свойственному ему характеру громовержца, с кем сопряжено было оберегание гражданского быта и международных договоров. В роли карателя нарушенной клятвы нужно понимать Перуна в ссылке на него в договоре Игоря с Греками в 945 г. Именно там он выступал как Бог грома и молний, как бог небесного огня, он упомянут в летописях, в договорах Русов и Славян с ромеями (кн. Олег — 907 г, кн. Игорь — 945 г., кн.Святослав — 971 г.). Сварожич (Перун — в русских летописях, Перунова – «Mater Verborum». Его день — Четверг. Его металл — олово, его камень — белемнит (чертов палец, перуновы стрелы) сапфир, лазурит, дерево — дуб, бук.
Упоминание о Перуне встречается в ПВЛ: под 6415 (907) г. «…и мужи его по Рускому закону кляшася оружьемъ своим, и Перуном, богомъ своим, и Волосомъ, скотьемъ богомъ, и утвердиша миръ».
По мнению профессора Л.Клейна Перун это основной славянский Бог, который выступает в разных ипостасях.
Святилище Перуна, сооруженное нашими предками на одном из холмов, было обнаружено археологами недалеко от Новгорода. Характерной чертой ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами и возвышенностями, на которых ставили в древности идолы Перуна и его святилища. Вот что говорит Кайсаров о обрядах посвященных Перуну: «Беспрерывный, неугасимый огонь пылающего дуба горел перед ним, и смерть была наказанием того жреца, по неосторожности которого угасал священный огонь. Попов говорит, что Перуну посвящали также волосы с головы и из бороды, если нечего было другого приносить в жертву». А.А. Ишутин, говоря о связь Перуна с дубом, отмечал, что «“мифологическое главенство” дуба можно наблюдать почти у всех индоевропейских народов. В русских сказках говорится о магическом дереве, растущем “в море-океане”. Этим деревом, как правило, является дуб, в корнях которого находится яйцо, т.е. символ Вселенной».
День Перуна отмечают 2 августа.
По разным источникам у Перуна были жёны с разными именами, к примеру, это Додола и Летница.
Додола – по некоторым данным жена Перуна. У Южных славян Додола упоминается в связи обрядом вызывания дождя. Это и некоторые этимологические ассимиляции в имя Перун, в балтийской традиции и говорят о том факте, что богиня Додола связана с Перуном.
Летеница — жена Перуна согласно «Mater Verborum», она же, вероятно, Перуница, Громовица.