(Хрсовик (серб.), Хорус (чеш.)) — Бог зимнего солнца, зерна, озимых, холодов, покровитель скота (особенно коней).
А.А. Ишутин придерживается точки зрения о происхождении слова «Хорс» « из иранских языков, где это слово имеет значение ‘сияющее солнце’». Хотя Фасмер, рассматривая этимологию прилагательного хороший, отмечает: “Невероятно произведение от имени бога солнца Хорс, ибо для названия божества полногласная форма слова «Хоросъ» не засвидетельствована.
Бог солнечного диска, упомянут в русских летописях — пантеон кн. Владимира. Приветствуя Хорса, славяне водили хороводы и строили ему Святилища — хоромины, хоромы. С его именем, вероятно, связаны в русском языке такие слова хорошо, хоругвь, хор, бог миропорядка, связанного с ходом солнца. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему Черным Хоросом. Образ восходит к временам глубокой древности. Его день — воскресение, как и у Дажьбога, металл — червонное золото. Имена Хорса и Дажьбога, подчеркивал В.Н. Топоров, — «единственные среди всех (имеется в виду упоминание в летописи С.А.) соединены (или разъединены) “нулевым” способом: между ними нет ни союза и, ни точки. На этом основании, в частности, делается заключение об их функциональной тождественности или, точнее, сближенности (“солнечные” боги)».
Б.А.Рыбаков склонен считать, что имя хорс связано с понятием ‘круга’, ‘круглого’: хоро, хоровод, хорошуль, коло. Во всех славянских обрядах колесо является символом солнца.
Хорс упоминается и в других памятниках, например, в «Хождении Богородицы по мукам» говорится, что люди «богы прозваша солнце и месяць, землю и воду… Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша».
Встречается упоминания Хорса и в поучениях против язычества (Летопись русской литературы и древности т.IV, 89, 92, 97, 107): «и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнiи и грому, и солнцю и луне, а друзiи Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, упиремъ и берегынямъ, ихже нарицають тридевять сестриниць, а инiи въ Сварожитца верують». Так же Хорс упоминается в “Слове о том, како погани суще языци кланялися идоломъ”: «Темъ же богомъ требу кладуть… Перуну, Хърсу». Интересна этническая привязка бога Хорса к семитам в “Беседе двух святителей”: «Два ангела громная есть: елленский старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ». Обычно учёные сходятся во мнении, что этимология и семантика слова «Хорс» имеет свои корни в Иранском языке.
Немец Вундерер, путешествовавший по Руси в 1589-1590 годах, описал идола Корса близ Пскова: «Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч». Впоследствии близ Пскова Был найден каменный идол, который можно соотнести с Хорсом.
А.А. Ишутин так описывает Хорса: «Бог Солнца Хорс представлялся славянам белым конём, совершающим свой бег с востока на запад».
Наиболее рельефен характер Хорса как специально солярного божества в «Слове о полку Игореве»: князь Всеслав Полоцкий, в то время оказавшийся на киевском великокняжеском престоле, обернувшись волком, за ночь успевал «пробежать» расстояние от Киева до Тмуторокани, т.е. примерно с севера на юг, и пересечь («прерыскаше») путь «великому Хорсу».
Время бога Хорса зима. Символ исторически не определён. Но, в неоязычестве это крест в круге.