Руевит — в славянской мифологии бог победы, сокрушитель врагов, покровитель воинов. В балтийской мифологии бог войны, изображался держащим меч в руке и с семью мечами за поясом.
Суровый бог неотвратимой воинской победы, беспощадности к врагам. Почитали его северо-западные славяне, а храм располагался на острове Рюген. Возможно, имя его происходит именно от названия острова, однако возможно — от слова «ругать», имевшего в старину более широкое значение: грозить, пугать. Тогда вернее будет называть его Ругевитом. Есть мнение, что это название имени этого Бога составное. Первая часть слова произошла от корня ругать – грозить, а вторая часть от общеевропейского корня vita (отсюда Витязь)- жизнь и знание, обозначающего главного в Роду (Семье или Дружине). Поэтому, Имя Ругевита служит обозначению не только Родоначальника (от vita), но и Витязя (Главы Дружины).
Дубовый идол Руевита имел семь ликов. В культовом центре Коренице на юге острова Рюген из трёх храмов — Руевита, Поревита и Поренута — главным считался храм Руевита; в одном из перечислений богов в др.-исл. «Книтлингасага» Руевит стоит на первом месте.
В 1168 году, во время захвата Арконы датчанами, изваяние Ругевита было разрушено, и более не фигурировало в летописных источниках. О чём о пишет Саксон Грамматик (Деяния данов, XIV):
«Отличием этого города [Кореницы] были три здания выдающихся храмов, заметные блеском превосходного мастерства. Достоинство местных богов пользовалось почти таким же почитанием, как среди арконцев — авторитет общественного божества. Но и это место, в мирное время безлюдное, теперь было переполнено многочисленными обиталищами.
Самый большой храм стоял внутри двора, но вместо стен ему служили пурпурные завесы, крыша же опиралась лишь на колонны. Служители [церкви], разломав ограду двора, взялись за внутренние завесы храма. Когда и их убрали, высеченное из дуба изваяние, именовавшееся Ругевитом, стало видно в своем уродстве со всех сторон. Ласточки, которые под его устами свили гнезда, покрыли пометом его грудь. Достойный бог, изображение которого столь уродливо измарано птицами! Кроме того, у его головы было семь человекоподобных лиц, которые все были покрыты одним черепом. Столько же мечей в ножнах, подвешенных к его боку, изобразил мастер. Восьмой, обнаженный, [бог] держал в руке; вложенный в кулак, он был крепчайше прибит железным гвоздем, так что нельзя было извлечь, не разрубив, что показало его рассечение. Ширина его была больше человеческого роста, высота же такая, что [епископ] Абсалон, встав на цыпочки, едва достал до подбородка топориком
Этого бога почитали, совсем как Марса, возглавляющим силы войны. Ничего забавного не было в этом изваянии, вызывавшем отвращение грубыми чертами уродливой резьбы».
После Саксона Грамматика, это имя всплывает только в поэзии А.К. Толстого Стихотворение «Ругевит» «Наш Рутевит, непобедимый бог…».
Современные же исследователи так же неоднозначно трактуют это божество.
Д. Гаврилов отождествляет Руевита и Ярило. «Возможно, что Яровит и Руевит — Ярый и Рьяный — два имени единого божества у западных славян». Это сближает его с позицией М. Семеновой, которая так же заявляет что Ярило – бог войны. Мы с этой позицией не можем согласиться, в виду различного описания этих божеств и их различных функциях. Руевит – бог войны, Ярило – бог плодородия.
Источники:
1. М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь — М.: Издательство НОУ «Полярная звезда», 2003.
2. Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский — М.:’Советская энциклопедия’, 1990 г.- 672 с.
3. Д. ГАВРИЛОВ, А. HАГОВИЦЫH.»Боги Славян. Язычество. Традиция», — М.: «Рефл-Бук», 2002. 464 с.