Обращаясь к проблеме актуальности славянского язычества правомерно ставить вопрос и о путях преемственности знаний, или попусту говоря образовании в русле славянского язычества.
Сегодня на территории России действует более 40 родноверческих общин. Наиболее крупные из них это: Велесов круг, Союз славянских общин и Круг языческих традиций. Сейчас родноверие, условно, проходит процесс централизации, так крупные общины служат ядром для склейки всего родноверческого круга это ССО СРВ и КЯТ. Это отличная для новость для исследователей родноверия. Рано или поздно Лидер-община под своим началом объединит большую часть мелких общин по всей России и тогда острым будет вопрос о норме язычества и принятия её на государственном уровне. Мы видим предпосылки централизации за ССО СРВ. У них прорабатывается философия, есть обучающая школа (удалённое обучение), есть исследовательский отдел и т.п. И самое главное, люди строят капища, подготавливают глав общин. При желании можно ознакомиться с уставами многих общин, для этого достаточно набрать в поисковик «Славянские общины» и вся нужная информация будет перед глазами.
Давайте разберём вопрос образования в нашей стране и сделаем срез по образовательным центрам родноверов.
Сейчас жизнь прожить, что в автобусе проехать. При том, даже не интересуясь на какой остановке нужно выйти. Ни собой, ни собственной историей не интересуемся. Часто слышу, а что такое было? Правда что ли? Зато вам по полочкам расскажут, как профу на лекаря выполнить в линейке… Что, просто быть язычником? Нет, не просто нужно такой багаж знаний за собой тащить, а примерять платье это конечно модно, но имеет ли это место? Употреблю термин позерство. Вот ведь как получается на Руси не было школ, а знания были с прочнейшим фундаментом. Как так? Да просто всё передавалось когнетивно. От деда внуку, от отца к сыну. И учили то не так, сынуля ты уроки сделал, ну сделай милый. А прошлом только не перескажи чему дед учил! Не помнишь? Знамо ворон считал, где мои розги. Пороли до 18 лет. Бывало и после пороли. Представьте пигалицу 20 лет лежащую на колене у бати, с голым задом, а он по нему розгами приговаривая, говорил я тебе с Васьком гулять не зачем! Сегодня это за порно фильм сочтут и в контакт выложат. А потом тебя посадят как минимум за 2 статьи. А в древности это норма, пигалица потом виновато глаза от бати прятать будет, а сейчас пигалица в суд подаст. Вот и попробуй прогулять наставления деда. В школу вызовут? Зачем! Так выспорят, что неделю сидеть не будешь и гуляй себе на здоровье коли нравится…И скажи потом ,что дед дурак, батя по соплям надаёт уже серьёзно. А сейчас с этим просто Марья Ивановна идите на … и ведь приходится идти, подзатыльник не дашь – засудят, из класса не выгонишь, на тебе за этого обалдуя, то был выгнан, ответственность нести. Ты его за дверь, а он этому и рад. Что он натворит за дверями класса? А скажи, что он охамел совсем, тебе ответят, учи Марья Ивановна лучше! Всё! Не где не обманул? Вот в эти лазейки собственных прав и лезут как гнойники, избалованные в конец дети.
Как мы уже говорили, очень важно для общин преемственность знаний. Можно выделить, с разной долей адекватности несколько обучающих центров.
Многие говорят об Асгардском (Омском) училище староверов. Многе даже едут туда на обучение. Но так как не было не единого выпуска и с 2004 года училище не ведёт набор, то даже и комментировать нечего, за исключением того что в сети Интернет ходя лекции Ахиневича, которые и вводят заблуждение простой народ. Да и те курсы, например набор 2001 года, не закончили обучение. Да и назвать это славянским родноверием не поворачивается язык.
Обращу Ваше внимание на Школу Щетинина[1], вот основа развивающего и дополняющего образования. Всем советую, ознакомьтесь. Вот где, хоть как-то, старую школу поднимают. Честь и хвала. Хоть её и критикуют, но сам подход более чем интересен, он максимально актуализирует творческий потенциал и снимает авторитет учителя, как единственный верный источник знаний. Хотя в полной мере говорить о школе Щетинина как о родноверческой школе можно с натяжкой. Религиозный аспект там не доминирующий, но повторимся, направленность верная.
Нужно поговорить о единственной школе, которая подготавливает к жреческой работе. Это духовное училище ССО. Оно уже сделало несколько выпусков. Обучение проводиться удалённо. Есть возможность отказаться от обучения. Есть экзамены, курсовики и т.п. И темы занятий проходят в русле родноверческой проблематике. Естественно дипломов не выдаётся и обучение платное (на 2011 год 2500руб.). Фундаментальных знаний за 1 год обучения сложно получить, но люди стараются передать накопленный опыт и не наживаются на своих студентах, как это делал Хиневич…
Хоть мы и немого съехали с темы, но режем правду матку. Корень проблем в образовании. Спрашивается, зачем нужно было его перестраивать таким образом, что бы дети имели больше прав, чем учителя. Зачем мешать школу и коммерцию. Зачем детей учить по новым учебникам, когда многие старые не устарели. Есть же сильнейшие постперестроечные учебники. Много вопросов. Но, если скажем, в Японии детей учат различать 320 цветов, то они их и видят. У нас учат 16-ти, мы их и видим. Встаёт вопрос в японских микросхемах. Наши, балдеют, как они сделаны. Вот мы и теряем возможность упорядочивать структуры. Вот мы и буксуем по некоторым отраслям.
На восприятии цвета мы не будем акцентировать внимания. Всем кому интересно детально почитать о значении цвета в мифологии славян отсылаю на свою статью (её вы можете найти в моей книге «Словарь славянских символов»). Но нас интересует восприятие цвета. Вы не задавались вопросом, почему у японцев цвет траура белый? Почему у невесты цвет платья белый? Это цвет траура друзья мои. Помните, невеста в трауре, она умирает для одной семи и рождается для другой. Цвет белый это символ чистоты, упорядоченности. Так что вот так. Цвет праздника – красный. Повседневный цвет серый (естественный цвет льна). Ага, всё верно, у нас опять всё с ног на голову. Придаёте ли вы значение цветам в повседневной жизни? А вот задумайтесь. Не думаю, что многие ответят утвердительно. Проблема интереснейшая, но не для нашего формата. У нас вывод один цветовосприятие у нас сужено. Использование цветов в повседневной жизни алогично. Так что мы выходим на важнейший вывод, что восприятие у нас нарушено и посторенние единой мировоззренческой картины у нас происходит несколько по иным законам, нежели у наших предков.
[1] Школа Щетинина. Это современное развивающее образование, где образовательный процесс построен по принципу всеобщего дополнения. В этой школе учителями могут быть и дети.