Магазин на Портале
Серебряные обереги 125

Славянские рубахи 125

Кумиры Славянских Богов 125
Подпишись!
 

 
Опросы на Портале:

Как вы называете свою веру?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Родноверие
Наша Кнопка

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

Род

Верховное Божество (Deo Deorum), Творец вселенной. Исток всему. Отец Сварога и Лады. Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, «Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды — и въ томъ ражаются дети».

Корольков В.А. «Свентовит»

Н. М. Гальковский писал по этому поводу: «Вопрос о почитании Рода и рожаниц принадлежит к самым темным и запутанным». Данного бога почитали только восточные славяне, и в этнографическом материале сей культ не закреплён.

Гельмгольд сообщал: «Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости они (Славяне) признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных. Другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов».

Богом богов у западных славян именуют Свентовита, скорее всего это одна из главных ипостасей Рода. «Суда божия не минути» — Суд — одна из ипостасей Рода.

Род упомянут, например, в поучениях против язычества «О вдохновении святаго духа», «Слове об Идолах», «Слово Исайи пророка», рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника. Возможно, как Стрибог, т.е. стрый (старый) бог-отец упомянут в «Слове о Полку Игореве» и русских летописях, а также как Бог в договоре русов Игоря с ромеями.

Рожаницами многие полагают Ладу и Лелю. Ясно, что Рожаницы — девы жизни и судьбы, которым «с робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ» («Цветник»), и люди еще в 13 веке «готовающеи ражаницам трапезу и исполняюще демонови чьрпания» («Паремейник», 1271 г.) «А овце вернии людьи, иже работають Богу, а не рожаницам» (Изборник 13 века — «Книга нарицаемыя изборникъ и о многъ оць тълкованы») «Ставление трапезы рожаницам i прочая вся служенья дьавола» (Пиисiевскiй сборникъ конца XIV в.).

Нужно учитывать тот факт, что Рода и Рожаниц в некоторых поучениях, поминали в рамках одного словосочетания. Роду сопутствуют рожаницы. В «Вопросах Кирика», памятнике словесности XII века, находим: «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…»

М.В.Попович, считая спорным такое отождествление, подчеркивает, что первоначальный смысл Рода и Рожаниц связывался с рождением и смертью, жизнью и судьбой, плодородием и достатком, что символизировалось в образах звезд на небе.

А.Н. Веселовский считал, что Род первоначально выступал как «производитель, совокупность мужских членов племени, сообща владеющих рожаницами, матерями нового поколения», а позже превратился в «дедушку-домового… пребывающего у очага».

Упоминают Рода и другие русские книжники. Так, например, рукописный комментарий к Евангелию XV века, «О вдуновении духа в человека», противопоставляет Рода самому христианскому богу: «То ти не род седя на воздусе мечет на землю груды и в том ражаются дети … Всем бо есть творец бог, а не род».

Это мнения придерживается и Любора Нидерле, Считая что Род — домовой или демон мужской судьбы.

Род, особо почитался у славян, об этом говорит контекстуально тот факт, что славянские общины строились по принципу родства. Родом всегда управлял самый опытный человек. В народе, такого главу семейства называют большаком. Родовой принцип и на земле и на небе – это основа для языческого миропонимания славян.

Пословицы и поговорки
Добавь в закладки!
Натуральная косметика 125

Славянский Интернет-магазин 125

Этническая посуда 125