Статья подготовлена по материалам сайта Славянский Портал
41) Наличие молитв стоит добавить в “чёрный список” заимствований, как и разговоры о “Всевышнем”.
⇒ У староверов-инглингов нет молитв, а есть гимны-обращения и славления Богам и Предкам. Кстати, в понятии “молитва” нет ничего инородного или чисто христианского, так как слово “молитва” произошло от “молвь/моление творить”, а молвь – это и есть “обращение” (сравните “людская молва”). Вот отрывки из “Влес книги”: «…так мы шли, и не были нахлебниками, а были русскими славянами, которые богам славу поют и потому – суть славяне; «…ибо мы происходим от Дажьбога, и стали славны, славя богов наших…»; «…и мы, славу поющие богам, так и называемся славянами, мы никогда не просили ничего, лишь славу пели. И когда моление творили, омывали телеса наши и рекли славу…».
Избавляй от наносной шелухи своё восприятие! Это тормозит развитие!
⇒ А чем тебе разговоры о Всевышнем не по Душе? Создатель – один. Брахма в индийском ведизме, Ра-М-Ха (Всебог, Вышний) – в нашей Традиции. Всебог – Единый Бог, Непознаваемая Верховная Сущность, связан с понятием Великой Силы. Всебог просыпается (что одновременно и пробуждение, и рассыпание на части) в Мир своими ипостасями – Богами. Изображений или куммиров Всебога никогда не существовало, поскольку Абсолют невозможно изобразить. Также к Нему никогда не обращались напрямую (обращались всегда к конкретной Его ипостаси). Однако всё же сохранились некоторые свидетельства, говорящие о том, что Славяне (вопреки утверждениям некоторых современных ученых) знали о Едином Боге: «Между различными божествами, во власти которых состоят поля и леса, печали и наслаждения, славяне не отрицают и единого бога на небесах, повелевающего прочими. Он самый могущественный, заботится только о небесном; а прочие боги, исполняющие возложенные на них обязанности, происходят от его крови, и чем кто знатнее, тем ближе к этому богу богов» (Гельмольд)…
Наш комментарий.
Ответ логически противоречив: вначале утверждается, что у «староверов-инглингов нет молитв», а потом объясняется (на основании «Велесовой книги», см. комментарий к № 32), что у славян молитвы были. Так, получается, Лесник сам отрицает, что «староверы-инглинги» — славяне, или он просто запутался, пытаясь угодить «и нашим, и вашим»?
По нашему убеждению, данный вопрос вообще выеденного яйца не стоит, поскольку всякое обращение к божеству есть молитва (в том числе гимны, восхваления и т.п.), а сомневающиеся могут открыть толковый словарь русского языка. Другое дело, что сам термин «молитва» устоялся в христианской культуре, в других культурах могут использоваться иные слова, обозначающие обращение к божеству (так в индуизме есть мантры, у мусульман – намаз, и т.п.), но смысл от этого никак не меняется: в любой теистической религии есть как обращения-прошения, так и обращения-прославления.
Что касается «разговоров о Всевышнем», то, с одной стороны, Лесник прав в том, что есть основания для гипотезы, что когда-то славяне знали о Едином Боге (в частности, такая гипотеза о культе Единого Бога – Рода – высказывалась академиком Б. А. Рыбаковым, хотя на сегодняшний день она не разделяется большинством ученых). Однако все предшествующие рассуждения автора FAQ не соответствуют действительности:
- Брахма в индуизме (а равно и в предшествовавшем ему ведизме) – не Единый Бог, а вторичный творец, причём культ его слабо распространён, в основном индуисты поклоняются Шиве или Вишну (в зависимости от того, кого из них считают Единым Богом).
- слово Ра-М-Ха чуждо славянскому произношению, и нет никаких оснований считать, что какой-то народ реально поклонялся божеству с таким именем, индийское слово «брахман» при переходе в древнерусский язык имело форму «рахман»;
- Лесник плохо понимает (или намеренно «забывает») учение инглингов, раз утверждает, что Ра-М-Ха – Единый Бог, поскольку сам А. Ю. Хиневич на лекциях разъясняет, что староверы-инглинги не верят в Единого Бога, а полагают, что творец этой Вселенной (Ра-М-Ха) – это пришелец из другой, более высокой Вселенной, за которой, возможно, есть и ещё Вселенные. Т.е. налицо политеизм, похожий на учение мормонов, но ничего общего не имеющий с верой в Единого Бога, как личностный Абсолют.