Под постом сегодня понимается диета в определённых религиозных целях, которая уже сегодня не несёт моральной окраски.
Язычники, славяне, если и соблюдали пост, как нужный способ для перехода с одной пищи на другую, в период межсезонье, то эти сведения не сохранились. Мы располагаем лишь немногими фактами.
Существовала практика поста ради прошения Бога о чём-то. Так, книга Деяний сообщает (Деян.27), что путешественники, попав в бурю, постились (как христиане, так и язычники), причём это описано как совершенно очевидная вещь, не требующая особых пояснений. Но, скорее всего это не было связано с диетическим постом. Известные славянские клятвы богам, которые и соизмеримы с прошениями. Если клятва и совпадала с условием диетического поста, то совершенно не понятно, зачем нужна была такая жертва для Богов? Но, тем не менее, такой вариант мы не отметаем.
В статье диакона А. Кураева «О Великом Посте» говориться , что: «Изначально Великий Пост предназначался не христианам, а язычникам. Постились язычники — те язычники, которые хотели принять Крещение».
По мнению Кураева пост имел не диетическую нагрузку, а моральную, со временем это превратилось в диетический пост, который, кстати очень осуждал М.В.Ломоносов: «начало весны, когда все скверности, накопленные от человеков и от других животных, бывшие во всю зиму заключенными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водою и нам с мокротными и цынготными рыбами в желудок, в легкое, в кровь, в нервы и во все строение жизненных членов человеческого тела вливаются, рождают болезни в здоровых, умножают оные в больных и смерть ускоряют в тех, кои бы еще могли пожить долее».
Как видно из истории вопроса, пост имеет отношение к славянскому язычеству косвенно, и по нашему мнению, если христиане учили поститься язычников, то, следовательно, язычники не постились, или не придавали посту обрядовых свойств. Как мы и говорили выше, скорее всего славяне поэтапно переходили на новую пищу в периоды межсезонья; с мяса на фрукты и овощи, и снова на мясо и каши. Нужно понимать, что славянское язычество – аграрное общество, а оно строго привязано к природе. Сложно, скажем зимой яблочки поесть, поэтому, если и были посты, то они проходили естественно.