Капища и святые места это неотъемлемая, обрядовая часть верований славян.
И в древности и сегодня такие места были. Главная их функция – обрядовая. Такие места делятся на два типа святые места и обрядовые места. На святых местах, скорее всего, ранее стояли капища. В исследовании данного вопроса мы можем опираться на археологические данные и на топонимы, гидронимы и т.п. например, названия урочищ «Лысая гора», «Святое озеро», «Ярилина гора», «Синь камень» и т.д.
Немного расскажем об этих местах.
Вообще, Ярилина плешь это устойчивое словосочетание, которое обозначает особое место на холмах (возможно — геоактивные зоны), где древнеславянские язычники символически закапывали, “хоронили” символы бога плодородия Ярило после проведения шумного праздника в его честь. После тщательного подбора места и торжественного захоронения костюма или иных атрибутов бога плодородия место на возвышенностях считалось священным и чудодейственным, особенно для любящих супругов. Так же там находится так называемый синь камень, который слушает путников, самостоятельно передвигается по суше, и т.п.
Интересны сведения и о «Лысой горе».
Так, археологами на Лысой горе была обнаружена яма с сожженными церковными книгами. Поблизости было найдено несколько обезглавленных петушиных скелетов, так называемых «мертвых пивней», которых темнокудрые бестии используют при жертвоприношении. Место это насыщено недоброй энергетикой. Неслучайно на Лысой горе женщины пытаются покончить жизнь самоубийством, бросаясь с вершины. Таких случаев только в советский период насчитывается более семидесяти. Совершенно очевидно, что это место использовалось в языческий период для обрядовых действий жриц. Неслучайно это место прозвано ведьминым.
Немногое мы можем почерпнуть из источников, так Гельмольд писал: «У славян все поля и селения изобиловали божками».
Из летописей мы знаем, что идолы стояли в Киеве и в Новгороде и во многих других местах. Современные язычники стараются чтить эти места, но капища им приходиться ставить подальше от цивилизации, так как ежегодно сгорает от рук вандалов десятки капищ, которые даже удалены от цивилизации. Интересные капища есть у Союза славянских общин и у Круга языческих традиций.
Капища служили местом общения с богами и местом для проведения обрядов. Обычно капища строили в виде круга или овала. По контуру капища делали насыпь. В центре капища стаяла капь (Идол выше человеческого роста). Капище обычно обносилось частоколом. Возле капи был каменный алтарь. Место, возле капища, называлось требище. На требеще могли находится хозяйственные постройки и там проводились трапезы-тризны. Капища у славян были общинные и были города – святыни (Ретра, Аркона).
Храм Ретры и Арконы это средневековые культурные, языческие центры, последние оплоты языческой веры.
Вот как описывает город-храм Аркону Саксон Грамматик: «Снаружи храм украшался тщательно изготовленными скульптурами… Для входящих был открыт единственный вход. Само святилище заключено в две ограды. Внешняя, состоящая из стен, покрыта пурпурной кровлей; внутренняя, опиравшаяся на четыре столба, вместо стен блистала за весами… В святилище установлена огромная, превосходящая человеческий рост фигура с четырьмя головами… бороды были изображены обритыми, волосы остриженными… В деснице /идол/ держал рог для питья, исполненный из различных металлов, который жрец ежегодно должен был наполнять вновь, чтобы по состоянию жидкости предсказать урожаи грядущего года. Левая рука, упертая в бок, образовывала дугу… Ноги покоились на почве, и основание было скрыто в земле. Неподалеку оттуда висели узда и седло и прочие «знаки власти» божества; чудодейственность его умножал меч чудовищной величины, лезвие и рукоять которого, помимо превосходной чеканной работы, выделялись серебряной поверхность».
А вот описание Титмара Мерзебургского храма Ретры: «В области редариев лежит треугольный и троевратный храм Радегоста, окруженный огромным, для туземцев неприкосновенным священным лесом… В ограде находится лишь, искуснейшим образом воздвигнутое деревянное святилище, стоящее на фундаменте из логов различных животных. Снаружи стены его украшены, насколько можно видеть, великолепно вырезанными изображениями богов и богинь, внутри же стоят сделанные человеческой лукой боги, каждый с вырезанным именем; устрашения ради, одеты они в шлемы и панцири; высший бог зовется Сварожиц и все язычники его особо почитают».
Мы считаем, что многие первые церкви встали на местах бывших капищ. Это логично, так как эти места были священны, и обычные русские люди, даже после принятия христианства, вряд ли сразу бы привыкли к другим святым местам. Не секрет, что церкви стоят на так называемых местах силы. Язычники, которые обожествляли природу, хорошо знали такие места силы, поэтому капища ставили именно там. Места силы это такие места, где возможна связь с предками, это места где человек чувствует прилив сил.
В силу этих доводов, можно предположить, что места самых старых церквушек – места языческих капищ.
Но, естественно, не все места были застроены, и археологи постепенно расширяют географию славянских языческих капищ. Но, так как капища были деревянные, а дерево материал крайне не долговечный, то приходится археологам определять капища по алтарю и треба, а по рву определять границы строения.
Сегодня можно заметить рост капищ не только в России, но и в европейских странах. Рост интереса к языческой культуре, приводит к воссозданию культурных и обрядовых центров.