Магазин на Портале
Серебряные обереги 125

Славянские рубахи 125

Кумиры Славянских Богов 125
Подпишись!
 

 
Опросы на Портале:

Как вы называете свою веру?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Родноверие
Наша Кнопка

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

Статья подготовлена по материалам сайта Славянский Портал
Вопрос №12: Вегетарианство.

Спорным в среде инглингов является вопрос о мясоедстве. Существуют две противоположные позиции: А.Ю.Хиневич стоит на позиции, что «если организм просит мясо, значит, ему это нужно», А.В.Трехлебов, напротив, возводит вегетарианство в статус идеологии, аналогичное мнение высказывалось и в журнале «Ведическая культура». В среде современного язычества встречаются публикации о вегетарианском питании предков славян, о вегетарианском питании самих славян, о «духовности» веганства (радикального вегетарианства — сыроедения). Рассмотрим вопрос вегетарианства и его связи со славянами подробнее.

Исторически вегетарианство, как явление, появилось в Индии среди дхармических религий (буддизм, джайнизм, индуизм), исповедующих принцип ahiṃsā или ненасилия, непричинения вреда живым существам. Этот принцип абсолютен и не относится только к диете, но касается также и всех сторон жизни человека, вплоть до неубийства кровососущих насекомых, ношения одежды из кожи умершего своей смертью скота и т.п. Нет никаких оснований считать вегетарианство «ведической» традицией, поскольку и образ жизни индоариев, и сами тексты Вед говорят  об употреблении мяса животных, в т.ч. мяса жертвенного, в Махабхарате упоминаются сцены охоты. Поэтому мы можем предположить, что вегетарианство, как и связанная с ним вера в переселение душ, отсутствующие в Ведах, появляются в Индии не ранее Упанишад, когда по распространённой гипотезе происходит синтез пришедшего в упадок ведизма с автохтонными верованиями и появляется классическая форма того религиозного комплекса, который сегодня обобщённо именуют индуизмом. В дальнейшем именно из Индии вегетарианство попало к пифагорейцам и в иные древние культы европейского культурного ареала, где так и не стало популярным. В 19 веке вегетарианство переживает «второе рождение» по мере распространения «восточных» учений. В 1901 году в Санкт-Петербурге было основано первое в России вегетарианское общество. Никаких оснований для разговора о вегетарианской диете древних славян в принципе быть не может, поскольку есть вполне конкретные свидетельства об обратном. Например, у Ибн Фадлана встречается упоминание о жертвоприношении животных в торговых делах и обрядовом поедании мяса: «И как только приезжают их корабли к этой пристани, каждый из них выходит и (несет) с собою хлеб, мясо, лук, молоко и набид, пока не подойдет к высокой воткнутой деревяшке, у которой (имеется) лицо, похожее на лицо человека, а вокруг нее (куска дерева) маленькие изображения, а позади этих изображений (стоят) высокие деревяшки, воткнутые в землю. Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему, потом (он) говорит ему: «О, мой господин, я приехал из отдаленной страны и со мною девушек столько-то и столько-то голов и соболей столько-то и столько-то шкур», пока не сообщит (не упомянет) всего, что (он) привез с собою из (числа) своих товаров — «и я пришел к тебе с этим даром»; — потом (он) оставляет то, что (было) с ним, перед этой деревяшкой, — «и вот, я желаю, чтобы ты пожаловал мне купца с многочисленными динарами и дирхемами, и чтобы (он) купил у меня, как я пожелаю, и не прекословил бы мне в том, что я скажу». Потом он уходит. И вот, если для него продажа его бывает затруднительна и пребывание его задерживается, то он опять приходит с подарком во второй и третий раз, а если (все же) оказывается трудным сделать то, что он хочет, то он несет к каждому изображению из (числа) этих маленьких изображений по подарку и просит их о ходатайстве и говорит: «Это (эти) жены нашего господина и дочери его и сыновья его». И (он) не перестает обращаться к одному изображению за другим, прося их и моля у них о ходатайстве и униженно кланяясь перед ними. Иногда же продажа бывает для него легка, так что он продаст. Тогда он говорит: «Господин мой уже исполнил то, что мне было нужно, и мне следует вознаградить его». И вот, он берет известное число овец или рогатого скота и убивает их, раздает часть мяса, а оставшееся несет и бросает перед этой большой деревяшкой и маленькими, которые (находятся) вокруг нее, и вешает головы рогатого скота или овец на эти деревяшки, воткнутые в землю». Налицо явное противоречие с мнением инглингов о некровавости треб у славян.

Несостоятельна также апелляция сторонников «древнерусского вегетарианства» к уже христианской традиции многодневных постов. Потому что, во-первых, в православной традиции молочные продукты (а именно лактовегетарианство является наиболее популярной формой вегетарианства) относятся к непостной (скоромной) пище, тогда как послабление делается для рыбы и морепродуктов, употребление которых противоречит тем формам вегетарианства, которые пропагандируются сегодня со ссылкой на принципы «ненасилия». Во-вторых, посты занимали в Древней Руси далеко не весь год, а в промежутках между ними мясо было праздничным «деликатесом» на столе (очевидно, что и в дохристианской Руси мясо по экономическим причинам нечасто появлялось на столе простых людей, и скорее всего именно по торжественным поводам, а не чтобы лишний раз «давиться мертвечиной»). И, в-третьих, пожалуй, самое главное, пост – это форма аскетической религиозной практики в христианстве, никак не связанная с идеей о том, что «мясо – это плохо», что подтверждают многочисленные канонические прещения против «гнушения мясом» или теми, кто им питается. Это уж не говоря о том, что согласно новозаветным текстам Иисус Христос и апостолы отнюдь не были вегетарианцами, но ели рыбу, а на Пасху закалывали традиционного козлёнка.

Таким образом, мы не находим в русской истории никаких традиций вегетарианства ни в дохристианский, ни в христианский периоды вплоть до конца 19 века. Любые попытки историко-религиозной («традиционной», «духовной») мотивации вегетарианства вне контекста индийских учений, полагаем, следует расценивать как исторические фальсификации.

С другой стороны, люди могут становиться вегетарианцами и по иным мотивам, не связанным с религией (по экономическим или медицинским). Это, безусловно, личное дело каждого человека. Вопреки расхожим заблуждениям вегетарианская диета (особенно это касается «мягких» форм вегетарианства, допускающих употребление в пищу молочных продуктов, морепродуктов или даже яиц), если она правильно сбалансирована, не наносит никакого вреда здоровью человека и может оказаться полезной для профилактики некоторых хронических заболеваний. Вместе с тем, есть данные о том, что Индия, на которую приходится порядка 70% вегетарианцев по всему миру, является лидером по заболеванию диабетом, а по средней продолжительности жизни даже Россия, несмотря на все неблагоприятные социальные факторы, обходит Индию.

Вопросы староверам-инглингам:

  1. 1. Можете ли Вы привести источники, кроме «Велесовой книги», в которых бы утверждалось, что славяне были вегетарианцами?
  2. 2. Почему Трехлебов и Хиневич не могут договориться по столь важному и конкретному вопросу как мясоедство и противоречат друг другу в суждениях?
Пословицы и поговорки
Добавь в закладки!
Натуральная косметика 125

Славянский Интернет-магазин 125

Этническая посуда 125