Статья подготовлена по материалам сайта Славянский Портал
Вопрос №12: Вегетарианство.
Спорным в среде инглингов является вопрос о мясоедстве. Существуют две противоположные позиции: А.Ю.Хиневич стоит на позиции, что «если организм просит мясо, значит, ему это нужно», А.В.Трехлебов, напротив, возводит вегетарианство в статус идеологии, аналогичное мнение высказывалось и в журнале «Ведическая культура». В среде современного язычества встречаются публикации о вегетарианском питании предков славян, о вегетарианском питании самих славян, о «духовности» веганства (радикального вегетарианства — сыроедения). Рассмотрим вопрос вегетарианства и его связи со славянами подробнее.
Исторически вегетарианство, как явление, появилось в Индии среди дхармических религий (буддизм, джайнизм, индуизм), исповедующих принцип ahiṃsā или ненасилия, непричинения вреда живым существам. Этот принцип абсолютен и не относится только к диете, но касается также и всех сторон жизни человека, вплоть до неубийства кровососущих насекомых, ношения одежды из кожи умершего своей смертью скота и т.п. Нет никаких оснований считать вегетарианство «ведической» традицией, поскольку и образ жизни индоариев, и сами тексты Вед говорят об употреблении мяса животных, в т.ч. мяса жертвенного, в Махабхарате упоминаются сцены охоты. Поэтому мы можем предположить, что вегетарианство, как и связанная с ним вера в переселение душ, отсутствующие в Ведах, появляются в Индии не ранее Упанишад, когда по распространённой гипотезе происходит синтез пришедшего в упадок ведизма с автохтонными верованиями и появляется классическая форма того религиозного комплекса, который сегодня обобщённо именуют индуизмом. В дальнейшем именно из Индии вегетарианство попало к пифагорейцам и в иные древние культы европейского культурного ареала, где так и не стало популярным. В 19 веке вегетарианство переживает «второе рождение» по мере распространения «восточных» учений. В 1901 году в Санкт-Петербурге было основано первое в России вегетарианское общество. Никаких оснований для разговора о вегетарианской диете древних славян в принципе быть не может, поскольку есть вполне конкретные свидетельства об обратном. Например, у Ибн Фадлана встречается упоминание о жертвоприношении животных в торговых делах и обрядовом поедании мяса: «И как только приезжают их корабли к этой пристани, каждый из них выходит и (несет) с собою хлеб, мясо, лук, молоко и набид, пока не подойдет к высокой воткнутой деревяшке, у которой (имеется) лицо, похожее на лицо человека, а вокруг нее (куска дерева) маленькие изображения, а позади этих изображений (стоят) высокие деревяшки, воткнутые в землю. Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему, потом (он) говорит ему: «О, мой господин, я приехал из отдаленной страны и со мною девушек столько-то и столько-то голов и соболей столько-то и столько-то шкур», пока не сообщит (не упомянет) всего, что (он) привез с собою из (числа) своих товаров — «и я пришел к тебе с этим даром»; — потом (он) оставляет то, что (было) с ним, перед этой деревяшкой, — «и вот, я желаю, чтобы ты пожаловал мне купца с многочисленными динарами и дирхемами, и чтобы (он) купил у меня, как я пожелаю, и не прекословил бы мне в том, что я скажу». Потом он уходит. И вот, если для него продажа его бывает затруднительна и пребывание его задерживается, то он опять приходит с подарком во второй и третий раз, а если (все же) оказывается трудным сделать то, что он хочет, то он несет к каждому изображению из (числа) этих маленьких изображений по подарку и просит их о ходатайстве и говорит: «Это (эти) жены нашего господина и дочери его и сыновья его». И (он) не перестает обращаться к одному изображению за другим, прося их и моля у них о ходатайстве и униженно кланяясь перед ними. Иногда же продажа бывает для него легка, так что он продаст. Тогда он говорит: «Господин мой уже исполнил то, что мне было нужно, и мне следует вознаградить его». И вот, он берет известное число овец или рогатого скота и убивает их, раздает часть мяса, а оставшееся несет и бросает перед этой большой деревяшкой и маленькими, которые (находятся) вокруг нее, и вешает головы рогатого скота или овец на эти деревяшки, воткнутые в землю». Налицо явное противоречие с мнением инглингов о некровавости треб у славян.
Несостоятельна также апелляция сторонников «древнерусского вегетарианства» к уже христианской традиции многодневных постов. Потому что, во-первых, в православной традиции молочные продукты (а именно лактовегетарианство является наиболее популярной формой вегетарианства) относятся к непостной (скоромной) пище, тогда как послабление делается для рыбы и морепродуктов, употребление которых противоречит тем формам вегетарианства, которые пропагандируются сегодня со ссылкой на принципы «ненасилия». Во-вторых, посты занимали в Древней Руси далеко не весь год, а в промежутках между ними мясо было праздничным «деликатесом» на столе (очевидно, что и в дохристианской Руси мясо по экономическим причинам нечасто появлялось на столе простых людей, и скорее всего именно по торжественным поводам, а не чтобы лишний раз «давиться мертвечиной»). И, в-третьих, пожалуй, самое главное, пост – это форма аскетической религиозной практики в христианстве, никак не связанная с идеей о том, что «мясо – это плохо», что подтверждают многочисленные канонические прещения против «гнушения мясом» или теми, кто им питается. Это уж не говоря о том, что согласно новозаветным текстам Иисус Христос и апостолы отнюдь не были вегетарианцами, но ели рыбу, а на Пасху закалывали традиционного козлёнка.
Таким образом, мы не находим в русской истории никаких традиций вегетарианства ни в дохристианский, ни в христианский периоды вплоть до конца 19 века. Любые попытки историко-религиозной («традиционной», «духовной») мотивации вегетарианства вне контекста индийских учений, полагаем, следует расценивать как исторические фальсификации.
С другой стороны, люди могут становиться вегетарианцами и по иным мотивам, не связанным с религией (по экономическим или медицинским). Это, безусловно, личное дело каждого человека. Вопреки расхожим заблуждениям вегетарианская диета (особенно это касается «мягких» форм вегетарианства, допускающих употребление в пищу молочных продуктов, морепродуктов или даже яиц), если она правильно сбалансирована, не наносит никакого вреда здоровью человека и может оказаться полезной для профилактики некоторых хронических заболеваний. Вместе с тем, есть данные о том, что Индия, на которую приходится порядка 70% вегетарианцев по всему миру, является лидером по заболеванию диабетом, а по средней продолжительности жизни даже Россия, несмотря на все неблагоприятные социальные факторы, обходит Индию.
Вопросы староверам-инглингам:
- 1. Можете ли Вы привести источники, кроме «Велесовой книги», в которых бы утверждалось, что славяне были вегетарианцами?
- 2. Почему Трехлебов и Хиневич не могут договориться по столь важному и конкретному вопросу как мясоедство и противоречат друг другу в суждениях?