Статья подготовлена по материалам сайта Славянский Портал
Вопрос №8: Аркаим в инглиизме.
Так уж повелось, что Аркаим сегодня это центр скопления эзотериков всех мастей. Там и лечат от бесплодия, и играют свадьбы, и едут как в сакральный центр. Но инглинги считают его, чуть ли не главным аргументом того, что славяне — очень древний этнос. В кругах родноверия также нередко считают, что Аркаим есть наследие «великого прошлого славянского язычества». М.Н. Задорнов, кумир многих инглингов и родноверов, написал заметку «Аркаим или величие Русской нации» и снялся в популярном фильме «Аркаим: стоящий у Солнца». А.В.Трехлебов также рассматривает Аркаим как великое наследие славян:
Сам Г. Зданович, учёный, который открыл и спас от затопления (участок предназначался под водохранилище) протогородской комплекс, пишет: «Мы, славяне, считаем себя людьми пришлыми, а это неверно. Здесь (на Южном Урале. – В. Ш.) уже с каменного века обитали индоевропейцы, индоиранцы, они и вошли в состав казахов, башкир, славян – эта та общая нить, которая связывает всех нас».
Вот как учёные, в частности открыватель Аркаима, описывают это сооружение:
Специалисты, изучившие планировку протогорода, утверждают, что его геометрия совершенна (См. – “Аркаим. Исследования. Поиски. Открытия.” /под ред. Зданович Г.Б./. Челябинск, 1995). Сохранность руин позволяет измерить с точностью до сантиметра и минуты дуги большинство деталей. Ключ к расшифровке и пониманию этих деталей, к тайне и замыслу строителей Аркаима дал Стоунхендж. Стоунхендж расположен на 51 градусе 11 минутах с. ш., Аркаим – на 52 градусе 39 минутах с.ш. Оба сооружения – геометрические круги, а радиус кольца лунок Стоунхенджа до сантиметра равен радиусу внутреннего кольца Аркаима. Точно совпадают и главные оси, и ряд более мелких деталей. Обсерваторным инструментарием Аркаима служат стена внутреннего круга и его горизонт, где до сих пор сохранилось не менее тридцати восьми геодезических и астрономических объектов. Так же протогородской комплекс Аркаим своим построением напоминает солярный символ – трискаль. В Аркаиме сжигали умерших и проводились другие огненные обряды. Но, относить Аркаим к только славянским культурным памятникам, будет грубейшей ошибкой.
В документальном фильме «Огни Аркаима» исследователи подчёркивают, что в Аркаиме не жили постоянно, т.е. город был своего рода храмом, куда приходили на время для отправления определенных церемоний (связанных, по мнению авторов фильма, с сожжением города). Это позволяет соотнести Аркаим с иными т.н. «священными городами» неолита.
Тем не менее, к сожалению, именно научная позиция, связанная порой с преувеличением значения открытия с целью его сохранения, привела к последующим фальсификациям писателей-энтузиастов. Так, А.И.Асов пишет: «Аркаим под названием “Кайле-град” или “Калица” фигурирует во “Влесовой книге”, что именно там жил царь Йима, “прародитель киммерийских славянских родов”, что на самом деле имя этого царя было Богумир».
Некоторые считают, что жизнь в Аркаиме было идеальной, утопичной. На самом деле, как считают ученые, жизнь обитателей Аркаима (когда они туда приходили) была не столь комфортна, как заявлялось вначале, и ни о какой «гармонии» жителей Аркаима с природой говорить не приходится. Более того, стало ясно, что “страна городов” хищнически использовала местные лесные угодья и люди могли покинуть ее из-за экологической катастрофы, вызванной антропогенным фактором.
Даже индолог Н. Гусева, на работы которой опираются многие современные ультранационалистические “арийские исследования”, не столь давно, публично дистанцировалась от неонацистских и расовых построений и призвала к более трезвой оценке Аркаима.
В известной передаче «Гордон Кихот» ставились многие вопросы, касающиеся Аркаима, и была дана, по нашему мнению, трезвая оценка этому археологическому памятнику. Совершенно ясно, что к славянской языческой культуре этот протогродской неолитический комплекс не имеет никакого отношения, но как общечеловеческий культурный памятник, он, безусловно, интересен. Просто ультраправым группировкам, инглингам, родноверам, эзотерикам нужен некий древнейший центр для обоснования нордической теории и для соотнесения ариев со славянами. С тем же успехом можно заявлять, что Пражская культура относится к славянским культурам, а потому славяне – потомки румын и поляков.
Учитывая вышеизложенное, сделаем вывод: Аркаим имеет к славянам ровно такое же отношение, как любой другой неолитический памятник к любому другому современному этносу.
Вопросы староверам-инглингам:
- 1. Опираясь на какой антропологический или археологический матерал, Вы пришли к выводу о том, что Аркаим населяли славяне?
Зданович Г.Б.“Аркаим. Исследования. Поиски. Открытия.” /под ред. Зданович Г.Б./. Челябинск, 1995
См. А.Б. Зубов «История религий»,
Радченко Е. Семь лет и 37 веков на Аркаиме // ЧР. – 1994
Гусева Н.Р. Арктическая родина в Ведах // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и Ариев/ Н. Р. Гусева (ред.); Ин-т этнологии и антропологии РАН. – М., 1998