Статья подготовлена по материалам сайта Славянский Портал
Вопрос №9: Огнехождение в инглиизме
За последние 15 лет в среде родноверия распространился обычай ходить по углям в завершении праздника. Его первыми ввели инглинги, а все остальные объединения, не проверяя аутентичность обряда, стали повторять его.
Расскажем о структуре обряда. Выстраивается линия из углей длиной в 5 шагов. И все участники праздника ходят по углям. Согласно инглингам нужно пройти 9 раз.
В науке практику хождения по углям называют нестинарство (болг. нестинарство, греч. αναστενάρια, анастенария). Нестинары — религиозно-культурный феномен, характерный для части Болгарии. Главная особенность нестинарства — обрядовый танец на раскаленных углях. Считается, что нестинарство — это смешение древних языческих и христианских традиций. Ещё приверженцев хождения по углям называют «огнеходцы» (греч. άναστενάρια) или «анастенари». Помимо Болгарии данный обычай встречается на Балканах в Греции, Фракии и Македонии, кроме того практикуется он в Африке и в Индии.
Этот обычай закрепился во многих культурах с разным религиозным смыслом. Так как отмечает доктор Росс в 1952 г. на острове Раиати: вождь Терии прополз по горящим углям ямы шириной 10 м на животе. Аналогичный случай имел место в Греции: в течение нескольких минут огнеходцы стояли коленями на горящих углях. Такая способность дает многим огнеходцам веру в некую сверхъестественную силу.
Интересные свидетельства огнеходства есть в докладе полковника Гаджена обществу исследования психических явлений в Лондоне. Полковник английский резидент на тихоокеанском острове Раротонга, решил однажды испытать хождение босиком по кругу из раскаленных докрасна камней. «Я полагал, что вся кожа сойдет с моих ног, однако не получил даже ожогов. Во время этого опыта и после него я чувствовал нечто вроде слабых электротоков, но и только«.
Этот обычай имеет очень древние корни. Упоминание об огнехождении в Индии восходит еще к VIII в. до н.э. Согласно Плинию Старшему, жившему в I в. н.э., римские огнеходцы принимали участие в ежегодных праздниках жертвоприношения Аполлону. Огнехождение часто представляет собой религиозный обряд очищения или служения богам. Мексиканцы видят в нем способ отвращать бедствие. 1926 г. Р.У. Сэйс наблюдал обряд хождения по раскаленным углям у индейцев Южной Америки. Обычно этому предшествовала определенная подготовка: будущие участники действа соблюдали пост, воздерживались от половых сношений, совершали ритуальные жертвоприношения, например заклание козла.
Есть и научное объяснение данному явлению. В работе «Пятьдесят лет психических исследований» (1939) Гарри Прайс в результате экспериментов пришел к заключению, что «любой человек при должной решимости, уверенности и твердости может пройти невредимым сквозь огонь при температуре до 800°С.» Одним из факторов, способствующих успеху огнеходцев, является их вера, внушенная религией, воздействием естественных сил или шаманскими практиками. Пока ступающие по раскаленным углям верят в то, что они могут благополучно шагать сквозь огонь, они будут это делать.
Но всё же, как относится огнеходство к славянской языческой культуре?
По нашему мнению религиозный смысл в обряде, конечно, есть и весьма глубокий, т.к. по древнейшим индоевропейским представлениям огонь — образ Бога на земле и проводник человека к Богу, Агни – одно из самых почитаемых божеств Ригведы. Необжигающий огонь — очень важный символ обновления природы человека. Особенно ярко он виден в эсхатологическом мифе об Огненной реке у зороастрийцев, в которой сгорят грешники, но которую смогут перейти праведники, которым она покажется «парным молоком».
И тем не менее, нет ни одного упоминания об этом обычае в славянской культуре. «Огнеходство способствует лучшему пониманию богов, настраивает на общение с ними, способствует очищению души…» — это всё только по инглингам. Традиционным данный обычай является в Индии, и мы полагаем его очередной «ведической» реминисценцией инглингов. По нашему мнению, приписывать этот обычай славянам является большим заблуждением.
Вопросы староверам-инглингам:
- 1. Не могли бы Вы привести достоверные источники, в которых утверждается, что славяне на праздниках ходили по углям?