Интересный феномен охватил неоязычество. Мало того, что происходят постоянное дробление идеологии, мало того, что в эту область лезут шарлатаны и фальсификаторы, так теперь происходит изменение мировоззренческих основ славянского язычества.
Основа чернобожия, это навьи Боги и духи. Основа философского учения, хотя и в разных группах чернобожников меняется, но всё же она одна. Это общее философское учение славянского неоязычества. Это тёмная ветвь славянских богов.
По Асову, это династия дасуней (тёмных богов), мне по душе больше «Лунные боги» или «Навьи». Чернобожники, как правило, не причисляют себя к родноверам, хотя их идеология и построена на основах неоязычества. Попытки чернобожников, вывести своё учение из многих религий, по сути, есть самообман, так как терминологическая база у них родноверческая. Они считают тёмную силу благой, дифференцируют мир, на элементы различных сил. Считают тёмных богов своими покровителями. Делят личностей на «тёмных» и «светлых», в основе когнитивные обрядовые действа. Выводят для себя этические нормы, к примеру: честь и совесть. Это в большей степени практики, чем теоретики. Существует множество различных кланов, общин, идеологии которых местами даже враждуют. Самые известные Чернобожники-кривдославы: «Клан «Солнце Нави»», «Клан Чернобога», «Шуйный путь «Родолюбия»» и многие другие. Но как таковой однородности нет. К примеру, «Клан Чернобога» утверждает, что они почитают как светлых, так и тёмных богов, но вся их идеология построена на почитании тёмных сущностей богов, и говорить об однородности участников клана не приходится, поэтому даже при таких заявлениях, сложно проверить или опровергнуть информацию. Некоторые, популяризуя чернобожие, расширяет границы познания до откровенного сатанизма. Отсюда, на мой взгляд, культ свободы и чести, этим тезисами пестрит «библия Ла-Вея». Чернобожники, не разбираясь в субкультурах, клеймят родноверие субкультурой, а неоязычников – тусовщиками. Провокация стара как мир, ещё в христианстве, бытует ложное евангелие от Иисуса, где тот якобы говорит о том, что не нужно возводить храмы и он, как Бог, находится везде. В этом и заключается идеология чернобожников, которые не признают как таковые структуры и мало опираются на лидеров. Скорее всего, феномен вырос из эзотерически настроенных pagan металлистов. Эзотерика у кривдославов (Кривда – ложь, синоним чернобожников) основа для их учения, так берётся и видоизменяется теория информационного поля. А некоторые другие тезисы, характерные для кривдославов, это культ силы (учение о «Ци»), отсюда такой интерес у них к азиатским теологическим школам. Ближе всего перенята чернобожниками основа буддизма, с учением о реинкорнации. При наложении этого всего на теорию эгрегоров и информационного поля и приправленное искажённым славянским язычеством, мы получаем новое учение о тёмных славянских Богах.
Всё бы ничего, но есть такие «НО», которые оставлять так просто нельзя.
Славянское неоязычество, это не американский блогбастер, где есть чёткое разделение на зло, которое жаждет уничтожить весь мир и добро, где герои, противостоят этому злу.
В славянской языческой мировоззренческой системе Бинарные оппозиции сливаются. То есть, добро и зло не различимо. Проявление этого явления выражено во всех оппозициях: далеко – близко, старый – молодой, добро – зло. Всё что кажется нам далёким, при приближении кажется близким, старики не даром впадают в детство (поговорка: что стар, что млад), а по поводу нас интересующего добра и зла, лучше всего сказал Гельмольд в своей «Славянской Хронике». Он описывает, что когда на пиру у славян чествовали злого бога Чернобога, то при обносе гостей чашею каждый произносил проклятия, а не слова благословения. Впрочем, каждый понимает в меру своего воспитания: «Удивительное суеверие славян, ибо они на своих празднествах и пирах обносят круговую чашу, возглашая над нею слова — не скажу благословения, но проклятия, во имя богов доброго и злого, так как ожидают от доброго бога счастливой доли, а от злого — несчастливой; поэтому злого бога даже называют на своём языке Чернобогом».
Это выражено и в дуальной паре Доли и Недоли. Зло и добро растворяется в мире, имея при этом чёткий баланс. Отождествление Белбога с Богом, а Чернобога с Сатаной, это уже поздний период и тут прослеживаются явные библейские архетипы, которые не могу трактоваться, как собственно космогонические славянские мифы.
Кривдославы, опираются в своих учениях на всеобщий хаос, что нас отсылает на греческую мифологию, где хаос и космос чётко маркируются. В основе Славянской языческой культуры, нет явной борьбы хаоса с космосом. Где подразумевается, что под хаосом скрываются тёмные боги, а под космосом – добрые. В основе славянского язычество лежит основа родства Богов, чёткой градации на времена года и время суток, что вообще характерно для язычества. В основе мышления любого язычника лежит основа – цикличный мир. Не могут тёмные боги быть сильны летом, так как их время зима. Цикл урожая, как и цикл жизни, да и цикл природы, всё повторимо, нет нужды Богам вредить друг другу и верующим.
В основе чернобожия лежит скорее интерес к оккультному, эзотерическому, объясняясь просто, интерес к магии. Но в основе язычества лежит волхвование, обрядовость, с безусловными магическими элементами.
Кривдославие, это игра с идеологией, это игра против родноверия. Как таковое чернобожие, не может быть вариантом родноверия, так как искажаются мировоззренческие постулаты, а многие догматы учений, берут своё начало в философских и теологических школах далёких от родноверческих. Это приводит к общему недоверию к родноверию и сливает не однородные массы в одну сущность в глазах простого обывателя.