Актуализация проблем современных субкультур и неоязычества сегодня бесспорна. В исследовательских работах наметилась чёткая корреляция в этих вопросах. Так появилась ряд работ, где неоязычество маркируется как субкультура, в некоторых других работах данному явлению навязывается ярлык секта. Совершенно необоснованно утверждение о причастности неоязычников к субкультурам.
Такие тезисы можно встретить в работах: А. Гайдукова «Молодёжная субкультура неоязычников в Петербурге», М.Л. Пушной «Методы исследования региональных субкультур на примере неоязычества». Подобные утверждения прозвучали в телепередаче на канале Россия 24. Так в сентябре 2010 года в передаче «Церковь и мир» утверждалось о субкультурной принадлежности современных неоязычников. Характерно, что проблематика субкультур и неоязычества стоит на периферии многих гуманитарных наук: социологии, культурологии, педагогики, теологии. Попытки анализа этих явлений исследователями различных школ приводит к ассимилированию различных, на наш взгляд, явлений. И что самое интересное в данном вопросе, это то, что некоторыми неоязычниками, к примеру, Драгославой, рассматривается проблема субкультур в неоязычестве, в рамках моделирования идеологических постулатов, на новый лад! Видимо, данные авторы, отходят от определения субкультуры в своих анализах, и чрезвычайно не компетентны в вопросах славянской культуры.
Субкультура подразумевает под собой подкультуру, кальку, проекционную модель с чего-либо! Субкультура — форма организации молодежи как автономного целостного образования внутри господствующей культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Культура — определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
Культура, хоть в археологическом ракурсе (Черняховская культура), хоть в общепринятом значении (Славянская культура), подразумевает под собой ряд элементов, доминантных признаков, присущих тому или иному этносу или ряду этносов. Давайте рассмотрим, как соотносятся данные явления. Начнём с субкультур.
Каждая субкультура имеет свой доминантный ряд, это без чего мы не можем характеризовать явление как субкультурное? Это атрибутика, это перстни, кулоны, эзотерические символы (к примеру, пацифик), символы самопрезентации (как у Панков анархия) и многие другие элементы из разных культур. Чаще всего субкультура выходит из музыкального направления (Эмо – кор, панк рок, металл). Членами субкультур становятся лица от 14 до 20 лет. Реже до 22-24 лет. Представитель субкультур часто использует средства выделения из общества. Это пирсинг, татуировки, сленг и многое другое. Теперь сопоставим современное явление неоязычества с нормами присущими для любой субкультуры.
Кое символико-атрибутивное поле у неоязычника? Это солярные, родовые или тотемные символы, взятые из культурного наследия русского этноса, славянская орнаментированная рубаха, длинные волосы и борода. Исходя из антропологических и этнографических реконструкций 9-12 века современный язычник, выглядит как язычник того времени. Причисление солярных символов к «символам Гитлера» не правомерно, не научно, и не целесообразно. Так в исследовательских работах по Уймонским староверам, этот символ встречается повсеместно на одеждах и предметах быта. Исчерпывающее доказательство распространенности этого символа — это царские купюры периода правления Николая II. Но в рамках современного законодательства это вопрос попал в разряд не политкорректных. Длинные волосы и борода у мужчины, до начала 18 века на Руси было нормой. Стрижка волос и бороды считалось постыдным. Так, если не росла борода, то с таким человеком не имели дел. Борода и длинные волосы это инициационный признак взрослого человека. Музыкальное направление folk metal, как музыкальный жанр проработан очень неплохо, тут сильная сторона отнесённости неоязычников к субкультурам, но, как правило, этот жанр распространён среде бонхедов и металлистов, а не в среде неоязычников как таковых. Возрастная группа неоязычников заметно отличается от субкультурных норм, так в это социальной среде можно встретить лиц от 18 лет. Это вызвано тем фактором, что мировоззренческое поле современных неоязычников затрагивает многие вопросы философии, фольклористики, истории, археологии и прочих наук. Неоязычники, не выделяются из общества, не эпатируют. Редко кто ходит в расписных рубахах по улицам города. Разве что странник Никитин, да некоторые главы общин, но всем этим людям далеко за 30. Чаще всего вы не опознаете на улице приверженца неоязычества. Пирсинг, татуировки и сленг, не правомерен по отношению к неоязычеству, так как пирсинг у них отождествляется с племенами Африки, тату с клемированием животных. К вопросу о сленге, который многие исследователи считают субкултурным. Такие термины как: треба, крыница, крадирование, посолонь и многие другие. Такой подход к лексике неоязычников не правомерен. Все термины взяты из фольклорного прошлого нашей родины! Требница, как книга молитв, известна у первых служителей христианской церкви на Руси. В эту книгу записывали молитвы. Крыница – это колодец. «Сленг» неоязычников не, что иное, как теологические термины!
Так что же такое современное язычество? Так неоязычество оно и есть неоязычество. Это вера людей, а не субкультура. Некоторые моменты неоязычества, больше напоминает религию, местами секту, местами шаманизм, но не субкультуру. Если рассматривать неоязычество, то не с точки зрения субкультуры, а с точки зрения религиозных учений, коих, бытует огромнейшее количество на территории нашей страны. А это значит что рассмотрение всего явления неоязычества, как нечто общего, будет ошибкой. Так, нельзя сопоставлять КПЕ и Инглингов и ССО, как нельзя сопоставлять культы личностей, таких как Трехлебова и Всеслава[1]. Это всё разные теолого-культурологические явления. Авторы субкультурной теории стараясь выявить типологическое в этих явлениях, ударились в совершенно недопустимы сопоставления и аналогии. То, что является культурой, нельзя подстраивать под рамки подкультуры, так современные ноязычники изучают, моделируют Славяно-русскую культуру. Естественно неоязычество понимает, что в современном мире язычник будет с приставкой «neo», но от этого он не стане меньше любить свою землю, свой народ, свою культурную память и это совершенно не значит, что он будет отвергать компьютер, телефон и машину. Во многих странах язычество имеет официальный статус (Индуизм, Японское язычество).
Не нужно равнять бонхедов, фольк металлистов, некоторые клубы реконструкции язычества (в рамках ролевой субкультуры), с собственно неоязычниками, это исторически, социально и формально разные явления. Я понимаю желание служителей церкви, проявившим интерес к этому явлению, назвать это движение субкультурой. Тогда уж их нужно называть сектантами, что конечно более правомерно, но, тем не менее, такой подход не раскроет всей сути неоязычества.
За 1000 лет православия, нормы и грани язычества стёрлись, потускнели и позабылись, но этот явление всё ещё можно моделировать, но для этого необходимо огромнейшее количество источников по всему спектру гуманитарных наук. И только такой подход в итоге приведёт к нормам славянского языческого сознания, приведёт к пониманию того, чем было для наших предков язычество.
Как видно, неоязычество это больше культурологическое и теологическое явление, нежели субкультурное. Рассмотрение этих явлений в одной парадигмальной связке, возможно только для характеристики отдельно взятых бонхедов, некоторых клубов исторической реконструкции и металлистов слушающих folk metal.
[1] Велимир — Николай Сперанский, община «Коляда Вятичей», автор ряда книг о язычестве.