Есть предположение, что язычник должен слушать фолклор. Это так. Этническая музыка идеально вписывается в концепцию мировоззрения язычника. Если язычник и не музыкант, всё одно, любимая музыка у него фольк. Славянский фольклор, в последнее время очень востребованный музыкальный жанр. В кругу родноверов считается, что этническая музыка передаёт душу народа. Это, безусловно, так. Музыка очень тесно связана с историей национальных музыкальных инструментов, культурой, пением, танцами. Это важная культурная составляющая нашего этноса. Только техника игры на распространённых музыкальных инструментах, расскажет нам многое. Например, игра на комусе, алтайским народом, имеет медленную ритмику, когда как этот музыкальный инструмент, попадая в руки славянину, имеет быструю ритмику. Да и называется он «варган». Да, многие национальные инструменты схожи в разных культурах, про некоторые приходиться говорить, что они вненациональны. Для нашего народа характерна игра на варгане, лютне, дудочке, бубне, как не парадоксально, но и звонарь и колокольный звон это так же часть славянской культуры. Часто показывая глубину музыки, добавляют различные трещётки, погремушки и т.п. Недаром первые Романовы боролись с ярмарками и национальными инструментами. Это очень противоречит принципам смирения, которые находятся в доктрине официальной церкви. Но, как это у нас обычно бывает, народ сам по себе, церковь сама по себе. Тут зерно кроется в ментальности русской души. Гулять, так гулять. Вот что она просит. Недаром исследователи, которые обращаются к русскому танцу и музыке, подчёркивают большую долю импровизации. Это и понятно, до 12 века былина и лютня были неразлучным дуэтом. Былины пели, порой сочиняя на ходу. Нужно отметить, что лютня это больше мужской музыкальный инструмент, который подразумевает, что играющий должен ещё и петь. К лютням приделывали колокольчики, и когда играющий водит пальцами по струнам, рука, так или иначе, касается привязанных колокольчиков. Сегодня стоит отметь игру Любослава Субботина. Его игра на лютне погружает в века, передаёт атмосферу и глубину чувств. Тексты песен Любослава, мы не будем анализировать, скажем лишь, что местами там заметны веянья неоязычества.
Итак, музыка – ключ к пониманию души народа. Русская музыка должна заводить, просто обязана быть танцевальной. Очень близко, можно сказать вплотную к этой проблеме подошла Ксения из группы «Калевала». Она своим творчеством, передаёт настроение. А лучшие её песни просто заставляют пускаться в пляс. Отметим последнюю работу, перед уходом Ксении из группы «Неведь». Постоянно наблюдаю на свадьбах, как под эти композиции народ отплясывает как заведённый.
Бродячие артисты для Европы и для Руси это нормально, но они пели неформат, то, что не могло принять церковь и государство. Вот этот неформат вечен и он закреплён в устном народном творчестве. Но поистине УНТ оставило нам много шедевров коллективного народного творчества, которое заставляет задуматься, посмеяться и пуститься в пляс. Поэтому многие современные коллективы вставляют в свои альбомы песни УНТ и перекладывают стихи на музыку многих поэтов с языческой душой. Например, С. Есенина.
Условно, современная фольклорная сцена сегодня, делиться на 3 большие ветви. Аутентичный фольк, современный фольк, фольк рок. Побеждает, по количеству групп фольк рок. Меньше всего представителей и слушателей в аутентичном фольке. Это и неудивительно. Для таких групп характерно использование только исконных инструментов, чистый вокал и только древние тексты. Назвать можно не так уж и много коллективов, но самые известные это Ведан Коло, Стары Ольсы, Разнотравье. Ребята возрождают культуру. Или, правильнее будет сказать, поддерживают традицию. У таких исполнителей, не может быть большой аудитории. Музыка не понятна, тексты не современны и т.п.
Стараются адаптироваться под нужды публики коллективы пытающие исполнять современный фольк. Тут список обширнее: Николай Емелин, Велеслава, «Дорога Водона», некоторые альбомы группы «Волколак», «Ярило», «Мельница», «Коло», «Пелагея» и многие другие.
Стоит отметить работу некоторых групп. Так, Велеслава своим первым альбомом просто шокировала публику. Музыка просто погружала в атмосферу старины, захватывала и уносила… Хотелось петь. Тематика песен, мягко сказать, была псевдославянской, явно чувствовалось влияние инглиизма и документального фильма «Игры богов». Даже это простительно. Но, к великому сожалению, последующее творчество Велеславы оказалось более серым и мало захватывающим. Можно отметить песню «Боль». Видимо, когда певица поняла свою идеологическую ошибку и стала перестраиваться на другой фольк, пропала часть индивидуальности певицы. Эта часть пропала, видимо одновременно с участием в различных ток шоу. Стоит поговорить о двойственном творчестве Николая Емелина. Ещё будучи студентом 5-курса, выступая в Горно-Алтайске, сам того не зная познакомился с этим выдающимся певцом. Он тогда исполнил песню «Братина». Этот человек уникальнейшим образом сочетает в себе все элементы славянского двоеверия и предстаёт перед нами патриотом земли Русской. В его исполнении много песен, которые берут за душу. И, далеко не все из них отражают славянское язычество, но абсолютно все песни передают разные оттенки русской души. Есть в творчестве Емелина военная тема, за это отдельное благодарность автору. Например, песня «Штрафная рота» настолько глубока и настолько прочувствованна исполнителем, что просто нет слов. Есть песни у Николая Емелина и с языческой тематикой, например песня «Русь».
Нет возможности обойти стороной группу «Мельница», у которой, так же как и у Емелина не однородное творчество. «Мельница» вышла в певицы из исторической реконструкции. Это, видимо, и наложило отпечаток на всё её творчество. Песни у неё хоть и мифологичны, но все из разного фольклора. Хотя есть и песни славянской тематики.
Мы не сможем в этом разговоре пропустить группу «Волколак». Хоть порой ребята и уходят в откровенную идеологию и политику, но их акустические альбомы «Подвиг седого короля» и «Слава Яриле» это поистине славянский языческий, злободневный фольклор.
Эти коллективы в своей музыке используют этнические инструменты, стараются не использовать электронику. Тексты песен мифопоэтичны и направлены на русского человека.
Самый развивающийся жанр в этой стезе – фольк рок. Тут и страницы не хватит, дабы перечислить все коллективы. Нужно отметить, что музыка разноплановая, от рока до тру металла. Но за последние 15-17 лет, выделился костяк групп про которые нужно упомянуть. Началось всё с «Замка бабочки» (Да, простят мне такую вольность). Лесьяр, тогда ещё молодой поэт и музыкант, создал эту группу. И сразу же многие песни стали хитами, тогда ещё зарождающейся пэган (от анг. Pagan — язычество) сцены. Всё до сих пор поют «Мы два крыла». А написал я название группы на русский манер лишь потому, что для меня латиница в названия этнических славянских коллективов, более чем удивляет. Песни Лесьяра раннего творчества полны лирики и экспрессии. Особенно удался альбом «Сны северного моря». Затем Лесьяр создал группу «Неведь» и первые 2 альбома, до ухода Ксении, были очень и очень недурственны. Время создания группы «Невидь» совпала с рождением группы «Аркона». Закат творчества Лесьяра, знаменует расцвет группы «Аркона». Так наша сцена обрела свой лучший, на сегодняшний момент, металл коллектив. Не всё творчество Маши устраивает по идеологическим рамкам, но как сказал Артём Винокуров: «За Машу вообще порвут». Это так сейчас Маша неприкосновенна для критики. Но, отмечу огромный рост самой исполнительницы, и когда она наконец поймёт, что обслуживание идеологии скинхедов, мало относится к родноверию, и сменит немного свою лирику с агрессии на позитив, тогда она войдёт в историю, как самый удачный проект пэган сцены. Говоря о лирике без агрессии, коей полны родноверческие музыкальные коллективы, стоит снова вернуться к творчеству группы «Калевала». Хоть по названию эта группа должна бы петь о финской мифологии, Ксения подчёркивает, что она придерживается славянского язычества. Да, в последних альбомах это угадывается во многих лейтмотивах. Творчество этой группы позитивно, заставляет задумываться, и далеко не просто как кажется на первый взгляд. А многие метафорические коды далеко не сразу читаются. Там нет Лесьяровского тёмного язычества, нет Машиной агрессии, там есть русская языческая душа, которая поёт и заводит нас, заставляя думать.
Пэган сцена обширна и многообразна, можно упомянуть о группе «Сварга», можно заметить творчество «Злата Сварга», «Alkonost» и многих других.
Музыка имеет огромный заряд энергии, которая вдохновляет на изучение родной культуры. Наша музыка уникальна и разнообразна. Хоть многие и пытаются связать пэган сцену с субкультурой, это правда лишь от части. Металлисты и скинхеды находят в языческой музыке, что-то своё, но это их не делает родноверами. А родновер, фольклор воспринимает не как идеологию, а как музыку и воспринимает её сточки зрения музыки…