Название: Бог лета и счастья
Также известен как: Щедрый бог
Символ: Солнечный диск с 6 спицами
Цвет: Золотой
Дажьбог, Дайбог, Дажбо, Даже, Дацбог, Дажба, Дашуба, Дабог (серб.), Даба, Дajбoг (серб.). Дажьбог — Бог солнца, света, добра, благ, дождя, покровитель свадеб, природы, богатства, даяния, помощи. Сын Сварога.
А.С. Кайсаров в книге «Славянская и российская мифология» говоря о этимологии слова «Даждьбог» отмечает что: «можно согласиться с мнением г. Попова и Гютри. Они думают, что славянский Дажбог соответствует Плутусу древних (по-русски «дать» и по-богемски «дата»)».
Бог плодородия и солнечного света и живительной силы, соотносимый с Гелиосом, дед славян. («Ипатьевская летопись»), Прародитель славянского рода по «Слову о полку Игореве»: «Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь скратишась». Бог солнца и явьего Света (соотносимый с Митрой и Аполлоном Таргелием). Многие исследователи рассматривают два отрывка о Даждьбоге, из «Слова» и летописи, как части одного мифа о происхождении княжеской власти. Даждьбог был первым царем славян, а князья, в том числе и русские, — это потомки («внуки») Даждьбога.
Даждьбогу прислуживают четыре девы исключительной красоты. Зоря Утренняя открывает дворцовые ворота утром. Зоря Вечерняя закрывает их вечером. Вечерняя Звезда и Звезда Денница, Утренняя Звезда, стерегут чудных лошадей Даждьбога.
Даждьбог один из Богов Владимирского пантеона.
Г.А. Глинка в книге «Древняя религия Славян» так описывает Даждьбога: «Сие божество было так же благородное, податель всяких благ земных, богатства, счастья и благополучия. Жертвовали ему только усердными молитвами ииспрошением у него милости; ибо благотворение не требует ничего кроме прошения и признательности. Г. Херасков прилично именует его во «Владимириаде» — «Дажбог плодовитый», когда верили, что от него получают всякие блага, как от неиссякаемого источника. Божницу он имел в Киеве».
К.Федоров в книге «Религиозно-нравственное мировоззрение древнерусского языческого народа и его влияние на усвоение русским народом христианства» так образно писал: «В солнце чтил язычник щедрого бога-подателя, неустанно пекущегося о благе его и его племени (Дажьбог).
Б.А.Рыбаков в «Язычество древних славян. М., 1997». Утверждал, что именно — Дажьбог есть божественный мифический царь, называемый иногда Солнцем, бог — податель благ. Дажьбог — божество солнца и живительной силы.
Его время лето. Его символ круг с шесть спицами. Тут есть некая перекличка с символом Перуна. Но эта полисемия вызвана некой однородностью. Оба бога имеют небесные корни и обоснованные претензии на главенство в пантеоне. Символ Дажьбога встречается в рисунках збручского идола. Некоторым же учёным свойственно отождествлять символ Дажьбога с символом уткоконя или просто коня. В древнерусской культуре часто находили коньков или уткоконей. Есть предположение, что этот символ знаменует собой движение солнца конь в дневное время, а в ночное время уточка. Такое сопоставление не точно, но археологические находки относятся к периоду «правления» Дажьбога, что и допускает возможность данного сравнения. Коней с движением солнца можно найти у А.Н. Афанасьева, где он в «Поэтических воззрениях славян на природу» пишет: «У сербов есть предание о золотой колеснице и белых, ретивых конях Cолнца; по словам польской сказки, Солнце ездит в алмазной двухколесной повозке, на двенадцати сивках-златогривках; хорутане представляют Солнце вечно юным воином, который разъезжает по небу на одноколке, запряженной двумя большими белыми конями(…)».
Не удивительно, что Украинцы, где возрождение славянского язычества началось значительно раньше, считали его Единственно верным богом. Так РУН вере Дажьбог был основным славянским божеством. Эта община отвергала политеизм. В остальном, Дажьбог у них, был наделён теми же функциями, что в традиции.
Дажьбог, самый последний верховный Бог славянского пантеона.
Его день — воскресенье, его металл — золото, его камень – яхонт.