Славяне в идолах изображали Божества антропоморфно и во многих идолах прослеживается триединство мира. Да и общая многообразие символов и общей смысловой загруженности изваяний говорит нам о развёрнутом представление наших предков о мироустройстве.
Самым ярким примером является Сбруческий идол. Его лучше всего описал и систематизировал ранее накопленный материал А.В. Журавлев в статье «Збручский идол – путеводитель по славянской Вселенной».
В Киеве на бульваре между Софиевским и Михайловским соборами стоит каменная копия збручского Святовита. Так называемый Збручский идол Святовита — наиболее насыщенный по композиции, и потому является наиболее интересным из дошедших до нас изваяний славянских божеств. Сложность его композиции дает исследователям возможность делать выводы об отражении в ней представлений наших предков о строении мира.
Прежде всего, бросается в глаза трехярусность изваяния, отражающая трехярусность мира в представлении славян. Это уже упомянутые нами Явь, Правь, Навь.
Невозможно согласиться с тем, что на идоле изображено четыре разных божества, лишь потому, что у идола четыре лица. Единство изображенных образов подчеркнуто тем, что на них надета одна шапка, кроме того, имеется описание четырехликого Арконского идола Святовита, сделанное Саксоном-Грамматиком.
Наличие солярного знака на идоле дает возможность соотнести его с Солнцем, как источником света и жизни. Календарный годовой цикл наших предков имел четыре узловых точки, связанных с Солнцем: осеннее и весеннее равноденствия и летнее и зимнее солнцестояния. Эти узловые точки календаря легко отслеживались, сопровождались заметными изменениями в природе и неизбежно обрели мифологическое содержание.
На грани идола, соответствующей Коляде, бог не имеет в руках никаких атрибутов, только солярный знак на одежде. Солнечное колесо, символ зимнего солнцеворота, до сих пор присутствует на рождественских праздниках в Карпатах.
« …Радуйся, ой радуйся, земле, Ясен Світ народився», — это до сих пор одна из наиболее популярных колядок в Украине.»
На основании изучения Збручского идола, вырисовывается образ Святовита как всеобъемлющего, всепроникающего бога. В нем слиты четыре лица – четыре времени года — четыре возраста человека – четыре стороны света. Он объединяет мужскую и женскую сущность, имеет власть в трех мирах. Это выражение не многобожия, а почитания многоипостасного Бога.
Четыре стороны Збруческого идола
1.Запад — весеннее равноденствие — 21 марта. Ярилин день. Символы — конь и меч. Время – рассвет
2.Север — летнее солнцестояние — 21 июня. Купалин день. Символ — рог. Время — полдень
3.Восток — осеннее равноденствие — 21 сентября. Ладин день. Символ-кольцо. Время — закат
4.Восток — осеннее равноденствие — 21 сентября. Ладин день. Символ — кольцо. Время – закат