К 9-му серпня (07.08) на большей части Славии заканчивается жатва, отсюда и название праздника — Спожинки (дожинки, обжимки). Последний сноп (“пожинальник”) жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть не срезанных колосьев, связывая их лентой, — завивают “перепелицу” (“бороду Велесу”). Вокруг “бороды” тщательно выпалывают траву, а внутрь кладут требу: хлеб с солью. По окончании жатвы женщины катаются по ниве, приговаривая:
Нива, нива, отдай мою силу,
Я тебя жала, силу теряла,
Нива, нива, отдай мою силу,
На пест, на колотило,
На молотило, да криво веретено.
Пожинальник посвещается Мокоши, его одевают в праздничный женский наряд и ставят на стол, где он и стоит во время пира. На зачине жрецы славят Велеса, поднимая над головой горшок с просом:
Щедры Велесе,
Зри на ны с небеси.
Житом одари,
Поле возроди,
Благо дари веси.
“То Влес ущаше праотце наше
Земе раяте, а злаки сеяте,
А жняте вена венища
О полех страднех,
А ставете снопа до огнища,
А цтеть го яко отце божска”.
(Это Велес учил праотцов наших
землю пахать, и злаки сеять,
и жать венки на полях страдных,
и ставить снопы в жилище,
и чтить Его как Отца божьего.)
(ВК III. 8.2)
В этот день освещают яблоки и зерно. Приносится в жертву баран. После зачина веселый пир (запрещено употреблять в пищу говядину). Страва: каша, мёд, яблоки, хлеб, пиво, пироги. С этого дня начинаются осенние хороводы и игрища.