Магазин на Портале
Серебряные обереги 125

Славянские рубахи 125

Кумиры Славянских Богов 125
Подпишись!
 

 
Опросы на Портале:

Как вы называете свою веру?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Родноверие
Наша Кнопка

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

Вопрос многожёнства сегодня обсуждаем. Есть сторонники отсутствия многожёнства, но естественно, как и в случае с телегонией, на проверку это оказывается банальной ложью.

То, что источники красноречиво говорят о многожёнстве, доказывает сам факт его существования. Но встают несколько ключевых вопросов. Было ли явление многожёнства распространённым явлением? Сколько жён мог иметь язычник? Было ли многожёнство по принципу восточного гарема?

Будем разбираться постепенно. Сторонники Славяно-Арийских вед говорят что мужчина, мог держать до 16 жен, при условии, что он их может содержать. Ни каких источников, в принципе как всегда, от инглингов мы не видим. Но, это утверждение некоторые воспринимают серьёзно, а некоторые утверждают, что Патер Дий Александр говорил эти слова с сарказмом. Есть просто сторонники традиционной семьи, которые даже допустить не могут сам факт многожёнства. Так как славяне, просто не могли брать больше одной жены, так как были самым просветлённым народом, который знал о генетических и венерических заболеваниях и свято чтил законы телегонии.

Но, это современные взгляды. Обратимся к источникам.

Очень много сведений можно почерпнуть у путешественников 9-10 века. Так, вопросы многожёнства косвенно встречаются при описании традиции соумерания. Сведения о славянах (вятичах) из сочинения Ибн-Русте “Дорогие ценности”: «Если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его…». Ибн-Фадлан дважды описывает в своём путешествии семейные отношения, где фигурирует сема «Жена». В первом случае он даёт описание украшений жены (в единственном числе) которое зависит от денежного благополучия мужа. Во втором случае, описывая похороны знатного человека : «Если умирает гловарь, то говорят его семье и девушкам или отрокам: «Кто из Вас умрёт вмести с ним?»». Это подчёркивается социальное значение многожёнства. Ибн Мисквейх описывая поход Русов в Берда, отмечает, что у русов могли быть наложницы: «Когда умирал один из них, хоронили его, а вместе с ним его оружие, платье и орудия, и жену или кого-нибудь другого из женщин».

Культ наложницы, и культ нескольких жён был распространён среди первых Рюриковичей. Так, А.И.Кулюгин отмечает в своём исследовании: «Рюрик был язычником и, согласно обычаям, мог иметь несколько жен и наложниц».

Владимир Долгов, проанализировав летописи подтверждает слова Калюгина вполне конкретными примерами: «Достаточно долгое время на Руси держались традиции многоженства. У Владимира I, как известно, было пять «водимых», то есть официальных, жен и, по летописному счету, в общей сложности 800 наложниц. У Ярослава Осмомысла (конец XII в.!) — две: официальная «княгиня», имя которой в летописи не указывается, и «параллельная» Настаска. Будучи сыном от наложницы ключницы Малуши, сам князь Владимир I Святославич сумел захватить престол и стать продолжателем киевской династии. Так было в языческие времена, но и с установлением христианства ситуация не очень изменилась. В летописи под 1097 г. рассказывается, как великий киевский князь Святополк II Изяславич садит во Владимире своего сына Мстислава, «иже бе ему от наложнице», отмечает при этом летописец». Как видно из примера, что даже после принятия христианства, обычай многожёнства не сразу был забыт.

Упоминания же о многожёнстве в других социальных слоях не присутствуют, кроме немногочисленных рудиментов, которые засвидетельствовали собиратели фольклора в 18 веку, где был найден мужчина, который имел 2 жены.

Кроме нескольких жён мужчина мог иметь наложниц. Как отмечают исследователи наложниц и жён были разные юридические права на наследство, хотя в примере с князем Владимиром, мы видим несколько иное отношение к этим правам.

По мнению Б.А. Романова, многоженство как обыкновенная реальность предстает и в Уставе Всеволода. Строго говоря, не исключено, что в указанном исследователем фрагменте речь идет все же не о распределении наследства между многочисленными женами, а между их детьми: «У третьей жене и четвертой детем прелюбодейна часть в животе (имуществе), аще будет доволен в животе, ино даст детем третьей жены и четвертой по уроку…» и т.д. Однако другие источники, в частности Устав Ярослава, дают основание утверждать, что вторая, третья и четвертая жена могли появляться у человека не в связи с кончиной очередной супруги или с официальным разводом, а одновременно: «Аже моуж оженится иною женою, а съ старою не роспустится…» (ст. 9); «Аще кто имеет две жены водити…» (ст. 17).

Мужчина мог иметь от двух до четырех жен, но в этом тоже не было никаких ограничений.

Но, как отмечает В. Долгов: «Вряд ли древнерусское многоженство среди рядовых мужей стоит представлять на манер восточного, как содержание гаремов. У нас нет свидетельств, чтобы жены были объединены в рамках одного дома, одного хозяйства и жили на какой-нибудь «женской половине», являясь по приказу господина».

Сам факт многожёнства в августейших семьях присутствует в летописях. В простом народе такое явление, скорее всего, распространено не было, косвенно на это есть указание в описаниях Фадлана. Но, отрицание этого явления уводит нас в романтизацию славянского языческого прошлого, а это недопустимо, если мы хотим понять мировоззрение древних славян.

Пословицы и поговорки
Добавь в закладки!
Натуральная косметика 125

Славянский Интернет-магазин 125

Этническая посуда 125