На эту мысль навел меня Станислав Эдуардович Ермаков. Перешерстив источники, убедился, что он прав.
В современной литературе, научной, научно-популярной, художественной, неоязыческой, принято считать Перуна Богом войны. Его изображают в доспехах и часто с мечом, а в романах и повестях славянские воины, идя на сечу, рычат «Перрррууун!!».
А на каких, собственно, основаниях?
Славяне и анты, согласно византийцу Прокопию, считали «кующего молнии» Бога «владыкой всего» — но нигде не говорится, что он имел отношение к войне, как таковой.
Славянский князь в житии Дмитрия Солнуского обращается к «Пирину», как к оракулу, но не за помощью в бою.
Летописная русь Олега, Игоря, Святослава клянется Перуном, «Богом своим» (Олег и Святослав упоминают еще и Волоса). Но в чем здесь его связь с войной, как таковой? Договор-то мирный.
В этнографии словацкий Паром, белорусский Пярун, болгарский Перун поражают нечисть или нечестивцев-людей, но нигде не сказано, чтобы они пособляли людям в войне с другими людьми.
Сравнительный метод тоже работает против «воинского культа Перуна». У ариев Индра — Громовержец, Сканда — Бог войны. У греков, соответственно — Зевс и Арес, у скандинавов Тор и Тир, у римлян Юпитер и Марс. Разделяли Громовержца «Юпитера» и Бога-воина «Марса», по свидетельству Цезаря, и галлы.
Спрашивается, где же основания для превращения Перуна в небесные воины?»
А ТЕПЕРЬ — ОТ СЕБЯ
Ну, разумеется, слово «пря» не является однокоренным со словом «Перун».
Конечно, у Пскова никогда не стояло идола с мечом и молнией в руках, потому немецкий путешественник И. Вундерер в XVI веке никак не мог ставить их описания. Да и вообще, мечи не были атрибутом только профессиональных воинов, поскольку буквально валялись на земле и были находились в каждой избе снопами.
Белорусы никогда не верили в дружину небесных всадников Перуна — гарцуков, а потому Древлянский не оставил о них никаких свидетельств.
Да и ПВЛ не содержит строк «цс̑рь же Леѡнъ съ Ѡлександром̑ . миръ ство̑риста съ Ѡльгом̑ . имъшесѧ 1 по дань и ротѣ заходивше межи собою . целова̑вше сами крс̑тъ . а Ѡльга водиша и мужии 2 єго на роту . по Рускому закону . клѧшасѧ ѡружьємь своимъ . и Перуномъ бм҃ъ своимъ . и Волосом̑ скотьимъ бг҃омъ . и оутвердиша миръ «.
И воины Игоря при клятве Перуном не говорили: «да не имуть помощи ѿ Ба҃ . ни ѿ Перуна . да не оущитѧтсѧ щиты своими . и да посѣчени бу/л.19/дуть мечи своими . и ѿ стрѣлъ и ѿ иного ѡружьӕ своєго . и да будуть раби и в сии вѣкъ и 40 будущии .»
Разумеется, ничего этого не было. Вы только подумайте, как много свидетельств нет!