Магазин на Портале
Серебряные обереги 125

Славянские рубахи 125

Кумиры Славянских Богов 125
Подпишись!
 

 
Опросы на Портале:

Как вы называете свою веру?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Родноверие
Наша Кнопка

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

На примере данного божества, покажем как, и во что, трансформируются псевдославянские боги.

До сих пор стоит открытым вопрос, считать ли Бога Числобога, реальным славянским божеством. Данный вопрос осложняется ссылками как на ложные источники, таи и на более-менее достоверные. Наша задача, разобраться в истории вопроса и попробовать осмыслить уровень достоверности информации.

Основная проблема заключается в том, что первый источник, которому относительно можно доверять, это труд Г. Маша. Который, всё же, далеко не все учёные считают достоверным. К примеру, вот мнение Озара Ворона:

«Числобог возник после находки весьма сомнительных т.н. «Прильвицких идолов» (их очень любят Асов, Бычков, Чудинов и Гриневич). Именно так расшифровывалась руническая надпись на одном из этих «кумирчиков». До этого ни в каких источниках Числобог не упоминался».

Книге А.Г. Маша 300 лет. До этого, упоминания о Цислбоге (Числобоге) нет.

Возможно, просто Числобог это божество храма Ретры, а возможно это ложный перевод Г.Маша, который подхватили все последующие исследователи.

Так или иначе, начнём с изучение слова «Число». Из Этимологического словаря Фасмера, мы узнаём следующее: «Из праслав. *čit-slo, родственного чита́ть, честь; см. Бернекер I, 157. Наряду с этим – др.-русск. чисмѧ, мн. чисмена, ст.-слав. чисмѩ ριθμός (Супр.) Из *čit-smen-; см. И. Шмидт, KSchlBeitr. 7, 243; Бернекер, там же; Бругман, Grdr. 2, I, 242 и сл.; Сольмсен, Rhein. Мus. 56,497 и сл.». Это указывает на то, что это слово находилось в лексике 10 века. Более ранних упоминаний этого слова мы не находим. Значит, и в храм Ретры это слово могло попасть, через торговые и культурные связи славян. Как известно, храм Ретры был разрушен в 13 веке, значит, если этот культ и существовал, то это культ 11-13 века, который встречается только у западных славян и каким то образом, он не заметен в общеславянской языческой культуре.

Все сведения, которыми мы располагаем, находятся в работе А.Г. Маша «Богослужебные древности ободритов из храма Ретры на Толенцском озере. Точнейшим образом скопированные с оригинала в виде гравюр Даниелем Вогеном, придворным живописцем Стрелица герцогства Мекленбургского вместе с разъяснениями господина Андреаса Готтлиба Маша, придворного священника, консистория, советника и суперинтенданта Мекленбургского Стрелица».

Готтлиба Маша описывает в этой книге свою часть коллекции из храма Ретры. Вот как Маш описывает эту статуэтку: «Цислбог. Статуэтка весит 1 фунт 12 и 1/2 лотов, высота без подставки составляет 6 и 1/2 дюйма. Внутри она полая и отлита таким образом, что стержень, на котором она крепилась, проходит сзади между ног, ничем не прикрытый. Благородная патина свидетельствует о подлинной древности предмета. Лицо на этой статуэтке человеческое, несколько искажённое, без бороды, на голове спереди неряшливые всклокоченные курчавые волосы. Грудь серьёзно повреждена огнем, руки неразличимы и слабо выражены. Нижняя часть туловища прикрыта одеянием со складками».

Вот что Маш пишет об атрибутивной составляющей статуэтки:

«Луна, из которой на расстоянии в 4 дюйма торчат рога, представлена расколотой, так что изображение как бы проникает через луну. На передней стороне месяц проходит поперёк груди, а на обратной стороне – поперёк спины. На левой стороне висит четырёхугольный колчан, в который вложены четыре стрелы.

С оборотной стороны на голове что-то вроде шлема, который на затылке выше, чем спереди и складки которого сходятся ко лбу. Руки здесь едва заметны. Под месяцем идёт фалда со складками. Левая нога на этой стороне отсутствует, и её место занимает стержень».

Мы можем интерпретировать изображение Луны, в привязке к Числобогу, но совершенно неясным остаётся шлем и колчан, которые присутсвуют на изображении. Зачем они  нужны богу чисел?

Надписи на статуэтке Маш прочитал следующим образом: «На колчане с передней стороны КРИККИ111 , а с обратной на месяце – РЪЕТРА, а внизу рядом со стержнем – ЦИСЛБОГ. Первое слово, как кажется, на греческом языке что-то вроде КРИГ – возможно, это означает кольцо на руке, а вообще вещь, которую навешивают, то есть амулет. Второе слово определяет место, где почитался этот идол – Ретра. Третье составлено из двух частей – Цисл и Бог. Мне оно неизвестно».

Сам же Маш делает следующие выводы: «Конечно, венды знали о римской или греческой Диане. Месяц и колчан со стрелами свидетельствуют об этом. Вместе с вендами жили и греки, от которых они могли получить сведения о ней».

Отчасти дополняет и развивает идеи А.Г. Маша Н.М. Карамзин. Карамзин пишет в «Истории государства Российского. Том 1. Глава III. О ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН ДРЕВНИХ» «…Венды Мекленбургские доныне сохранили некоторые обряды веры Одиновой. — Прусские надписи на истуканах Перкуна, бога молнии, и Парстуков или Берстуков, доказывают, что они были Латышские идолы; но Славяне молились им в Ретрском храме, так же как и Греческим статуям Любви, брачного Гения и Осени, без сомнения отнятым или купленным ими в Греции. — Кроме сих богов чужеземных, там стояли еще кумиры Числобога, Ипабога, Зибога или Зембога, и Немизы. Первый изображался в виде женщины с луною и знаменовал, кажется, месяц, на котором основывалось исчисление времени».

Карамзин уже делает выводы, опираясь на функции Луны, о том, что Числобог – покровительствует исчислению времени.

В советской культурологических исследованиях, по П. Трощину «Числобог-бог счета (математики). Изображался седоголовый мудрецом с полумесяцем на груди, что указывало на его связь с астрономией».

Не понятно на что опирался Трощин, когда представлял Числобога седоголовым мудрецом, хотя так же и не понятно, почему Карамзин счёл это женским божеством.

Числобога мы встречаем и у Велимира Хлебникова в «Скуфья Скифа», автор придерживается выдвинутой концепции Карамзина, что Числобог – Бог времени: « — Числобог? — спросила Подага.- Он стал где-то королем государства времени». Данное произведение Хлебникова заставило некоторых родноверов считать Хлебникова первым, кто использовал лексему «Числобог». Вот, например, мнение Огнияра: «Числобог — одно из имён Месяца. Самое старое известное мне упоминание этого имени — у Хлебникова в Скуфье Скифа. Считается, что Хлебников его придумал, но этот образ очень хорошо ложится на этнографические реалии».

Следующим «источником», где появляется Числобог, является Велесова книга, написанная Миролюбовым в середине 20 века. Вот цитата из этого творения: «Течет Ра-река там, та, что разделяет небесную Сваргу и Явь.

И Числобог наши дни здесь считает.

Он говорит свои числа богам, быть дню Сварожьему, быть ли ночи.

И дни отсекает, поскольку он-явский, он сам в божьем дне.

В ночи ж никого лишь бог Дид-Дуб-Сноп наш».

Тут мы видим Числобога, в уже привычном амплуа. Правда, тут силён маркер триединства мира, который в ВК прослеживается повсеместно. Так же, становиться понятным, что автор ВК, старался придать этому божеству космогонический и демиургический характер: «Он говорит свои числа богам, быть дню Сварожьему, быть ли ночи».

Этот тезис подхватывает в середине 90-х годов 20 века А.Хиневич, который, прикрываясь Славяно-Арийскими Ведами, пишет: «Числобогъ — Бог управляющий течением времени и Славяно-Арийским летоисчислением. Числобог является одновременно и Вышним Богом и Богом-Управителем. В левой руке он держит меч направленный острием вниз, что символизирует защиту и сохранение, а в правой руке у Числобога щит, на котором начертан Рунический Круголет (календарь). По этому Круголету Числобога и велось летоисчисление во всех Славянских землях».

Хиневич, уже развивает идеи Миролюбова и Карамзина добавляет к образу Числобога меч и щит. И наделяет его мифически календарём.

И что мы видим в конечном итоге? От сомнительного источника 17 века, преломляясь через различные мнения, образ божества из храма Ретры, меня пол и функции, дошёл до наших дней.

Можно ли говорить, что Числобог является славянским Божеством? Скорее всего нет. Как и говорил А.Г.Маш, если ему можно верить, то, скорее всего, это заимствованный из римской мифологии, образ богини Дианы. Карамзин опирается исключительно на него, а авторы 20 века, скорее всего не знали про книгу Маша, которая была написана на немецком языке в 17 веке. Более правдоподобным кажется версия, что все последующие за Карамзиным авторы, интерпретируют его слова, а не Маша.

Пока не будут найдены ещё археологические или письменные источники, мы не можем считать Числобога славянским божеством, тем более русским.

***

Думаю, остановимся. Как видно из примеров, обоснования этих богов спорно и не имеет абсолютно ни какой доказательной базы. Нет ссылок на источники. Всё преподноситься как состоявшийся факт. Мы не заставляем верить нам, и если вдруг у вас получится найти исторические, археологические или прочие доказательства, что эти боги относятся к славянскому пантеону, то тогда и можно будет пересмотреть этот вопрос.

Пословицы и поговорки
Добавь в закладки!
Натуральная косметика 125

Славянский Интернет-магазин 125

Этническая посуда 125